Спектакль Манон

Манон Манон
В избранное
Оценка редакции
11 октября 2018 (Чт) | 19:00 Полное расписание
Жанр опера
Режиссер-постановщик Андрейс Жагарс
Композитор Жюль Массне
Возраст 16+

Моя оценка

Чувственная опера о ветреной красотке, действие которой перенесено во Францию 60-х годов.

Оперу «Манон» Жюль Массне сочинил, вдохновившись историей о легкомысленной красотке и ее верном возлюбленном, созданной аббатом Прево в 1731 году. Латвийский постановщик Андрейс Жагарс (его версия «Тангейзера» из текущего репертуара «Стасика» бьет рекорды популярности. — Прим «ВД») перенес место действия в Париж 60-х, с его свободными нравами, сексуальной революцией и преклонением перед Брижит Бардо. Получился стильный «европейский» спектакль, поставленный без риска для зрительского чувства прекрасного и кассы театра. Понравится всем, кто в театре ценит антураж, а в музыке — волнующую чувственность и мелодизм.

Отправить другу

Рецензия редакции

Наталья Витвицкая 4 февраля 2016
Опера Массне, действие которой перенесено из XVIII века во Францию 60-х годов. Читать далее →

Афиша

Отзывы о «Манон»

alla filippova 19 февраля, 11:48
Ждала эту постановку с волнением.
Кеннет МакМиллан! Манон Леско!!

Но по порядку.
Балет трехактный, так что я позволю себе срифмовать и составить свой отзыв также из трех частей.
1."<b>Мне очень нравится балет, подружкам я сказала"</b>
"Балет - не мое. Я в нем ничего не понимаю, и ходить мне на него незачем". С этой мыслью я жила долго и счастливо - ну то есть, я так раньше думала. Нет, конечно, как все люди, выросшие в советские или ранние постсоветские времена на территории бывшего СССР, к балету я испытывала уважение на генетическом уровне. Знала, что им положено гордиться, в области балета мы впереди планеты всей, и иностранные делегации обязательно надо сводить в Большой, лучше всего на Лебединое, но Спящая Красавица тоже подойдет. Сама я в детстве была очень впечатлена историей девушек-виллис в балете Жизель, и их призрачными плясками, а еще посчастливилось мне увидеть в Большом Анюту, хоть и очень свысока (пятый ярус, если память мне не изменяет). Но обычно от классических постановок у меня было сплошное разочарование - я понимала, что это все очень красиво и торжественно, мастерство артистов высочайшее, но я, вот беда, совсем не разбираюсь в балетной техники, плие от фуэте не отличу и не могу оценить ни высоты прыжков, ни филигранности поддержек. А значит и делать мне, дилетанту, там нечего, тем более, что любоваться на отточенные движения обычно интересно первые полчаса, а потом мысли сами начинают разбредаться, а глаза косятся на часы. Мне нужен сюжет, история, нарратив, а для этого нужны слова, а не танцы. Так бы я и жила со слепым пятном в этой области, но случилось так, что подруга (которая в отличие от меня настоящий балетоман, и в технике и прочем, разбирается блестяще), взяла меня с собой на "Майерлинга" в Стасик.
Это было... Все изменилось, то есть вот вообще, я увидела все другими глазами совершенно. <lj-cut>Оказалось, что историю, драму, чувства, сюжет - все это можно передать в движении, в танце, не хуже, а то и лучше чем словами. Я была потрясена до глубины души, сразу бросилась изучать и историю кронпринца Рудольфа, по которой поставлен балет (это тема отдельного, длинного разговора) и кто же постановщик.
<b>Кеннет МакМиллан.</b>
Как он сам говорил, он с самого детства чувствовал себя аутсайдером, посторонним. Впоследствии, в центре многих его постановок тоже оказываются аутсайдеры. Он рос в маленьком городке (Ярмут), в Шотландии, в очень консервативной обстановке. Его мать страдала эпилепсией, и было строго запрещено кому то рассказывать об этом. А еще, не дай бог, было рассказать кому-то о занятиях танцами, это казалось неприличным. Он остался без матери, с которой был очень близок, в тринадцать лет и во многом мать ему заменила его учительница танцев, Филлис Адамс. В пятнадцать он увидел рекламу балетной школы "Сэдлер Уэллс", записался на прослушивание (письмо он написал от имени своего отца, что никого не обмануло, что он обнаружил гораздо позже, просматривая архивные записи, будучи уже руководителем Королевского балета Британии). Прослушивание принесло ему место в школе и даже пансион - что было немаловажно, так как семья его не обладала средствами на его обучение.
Там он наконец то смог разговаривать с другими о том, что для него было важно - о балете. Уже через год он становится танцовщиком театра "Сэдлер Уэллс".

Он успешно выступает (отмечали его даже за роль не кого иного, как Шерлока!), но скоро оказывается, что он страдает боязнью сцены. Ему приходится переключится на хореографию. И как хореограф он оказался очень успешен, создал много постановок для Королевского балета, ставил "Весну священную", в его "Ромео и Джульетте" танцевали Нуриев и Марго Фонтейн.
Потом он становится руководителем Королевского балета (с 1970 по 1977 г) и вот в этот период он ставит балет "Манон", на музыку Массне (интересно, что из оперы Массне "Манон" в результате в балет не попала ни одна композиция).
Либретто для балета он пишет сам, основываясь на романе аббата Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско".
2. <b>Манон Леско. "Любовь и бедность навсегда меня поймали в сети. По мне и бедность не беда, не будь любви на свете".</b>
Манон, ах Манон, обольстительная и вероломная. В своем небольшом (около трехсот страниц) романе Антуану Прево удалось создать один из самых значительных женских образов в мировой культуре, который оказал огромное влияние на все французскую (а значит и европейскую литературу), и как Кармен или Елена Прекрасная является уже нарицательным. В чем же его особенность?
Сюжет романа довольно прост и ясно выстроен, по сравнению с рыцарскими или плутовскими романами того времени. (Кстати, считается, что этим романом Прево положил начало жанру психологического романа). Юный дворянин, младший сын в семье, студент-богослов кавалер де Грие, от лица которого и ведется повествование, случайно на постоялом дворе встречает девицу Манон Леско (ее происхождение не уточняется, судя по всему она из небогатой семьи), которую родители решили отдать в монастырь. Кавалер влюбляется в нее, она вроде бы тоже, и юная парочка сбегает в Париж, где и решает обосноваться. Однако, средства на существование у них быстро заканчиваются, и пока кавалер раздумывает, где бы их раздобыть, юная Манон решает принять ухаживания богатого господина Б., попутно сообщая старшему брату кавалера где его искать. Де Грие водворяют домой, где отец долгое время держит его под замком, в надежде излечить от пагубной страсти. Через какое то время, кавалер возвращается в богословскую школу и даже делает там большие успехи готовясь ко вступлению в сан. Но тут, на публичном выступлении, его видит Манон, которая все-таки не вполне его забыла. Она встречается с ним и их любовь вспыхивает с новой силой. Они опять сбегают вместе, рассчитывая какое то время безбедно жить на сделанные Манон накопления - от щедрот ее покровителя. Но юные любовники слишком беспечны и их обворовывают собственные слуги. Опьяненный любовью кавалер поступается принципами чести и принимается добывать средства шулерской игрой в карты, а Манон получает предложения от богатых покровителей, хотя она предпочитает выманивать у них средства обманом, при этом оставаясь со своим возлюбленным. Увы, юные авантюристы слишком юны, неопытны и склонны к риску, разъяренный обманутый старый сластолюбец, добивается заключения их в тюрьму. За кавалера заступается отец, а Манон, как продажную женщину, приговаривают к ссылке в Америку. Кавалер следует за ней, на поселении он выдает себя за ее мужа, но потом, когда они решают действительно обвенчаться и признаются, что на самом деле не женаты, губернатор решает выдать Манон за своего племянника, который давно в нее влюблен. На дуэли кавалер его убивает, и вынужден бежать, теперь уже Манон следует за ним - но вскорости ослабевает и умирает .
Многие критики говорят о противоречивости образа Манон, о том, что сложно понять ее действия, ее мотивы. И действительно, мы видим ее только глазами влюбленного в нее юноши, никогда напрямую. Ее образ как бы мерцает сквозь его описания, насколько они точны, мы не знаем, мы можем судить только по ее поступкам. Любит ли она де Грие? Почему покидает его, почему возвращается? Почему все время так беспечно стремится рисковать? Общепринятая трактовка этого образа, что Манон лицемерная обманщица, жадная до денег, неспособная на глубокие чувства. Она не испытывает угрызений совести, обманывая своих богатых покровителей и легко готова изменять своему кавалеру, если это дает возможность раздобыть денег. Но, если посмотреть с другой стороны? Намного ли лучше ее благородный кавалер? Он тоже не мучается совестью, обманывая при карточной игре, не отказывается жить на средства полученные Манон от ее покровителей, даже убивает человека (охранника, при побеге из тюрьмы). А другие, те, кто готовы купить ласки Манон, они то чем лучше? Сам де Грие, в своем последнем споре с отцом, прежде чем отправиться за Манон в колонии, указывает тому на то, что богатые и знатные люди открыто живут с любовницами - а то и двумя-тремя, ведут нечестную игру и замешаны еще в чем похуже. И при этом остаются уважаемыми членами общества.
Сколько лет прошло, а ничего не поменялось.:)
И Манон - такие как она существуют во все времена. Как мы назвали бы ее сейчас? It girl, медиа-персона? Сколько таких звездочек тусуется на приемах и вечеринках, в надежде подцепить спонсора?
Манон всего лишь пытается играть по правилам того мира, в котором живет, используя свое обаяние и красоту. И вообще то, она могла бы если не выиграть - то хотя бы не проиграть. Если бы ей двигала только жадность, она вполне могла бы накопить себе капиталец, а то и найти себе богатого мужа и жить спокойно. Но на беду свою, она влюбляется. И кавалеру, надо сказать, тоже эта любовь рушит всю его спокойную жизнь и карьеру на церковном поприще. (Аббат Прево знал, о чем пишет, сам покидал свой орден иезуитов, из-за несчастной любви)
К концу романа Манон определенно меняется,ее меняет любовь де Грие, его преданность ей и в лишениях, "и в горе и в радости". Ведь она могла бы спокойно жить - и жить в достатке, с племянником губернатора, но она выбирает побег с де Грие, хотя тот сам уговаривает ее остаться. И ее преображение вознаграждается не счастьем и покоем, но смертью.
Такую вот непростую историю выбрал для постановки Кеннет МакМиллан. Зато она дает большой простор для трактовок, для разговора со зрителями. Сам МакМиллан считал, что Манон не столько боится, столько стыдится бедности. Бедность в то время была аналогом долгого, медленного умирания.
Для балерин исполняющих ведущую партию, также был большой простор в том, как относиться к своей героине. Вот цитата с официального сайта МакМиллана: "Антуанетта Сибли видела ее как девушку, которая позволила случиться с ней всему тому, что случилось. Она не интриганка, просто действует по обстоятельствам. Линн Сеймур сделала ее более безжалостной: она и ее брат «сделаны из одного теста, оба бандиты, используют все, что им нужно, чтобы добиться того, чего они хотят... она нарушила правила, и наказание разрушило ее ». Наталья Макарова понимала ее как существо, подвластное инстинктам, которое живет на данный момент, «извлекая из него все волнение, которое она может. В то же время она полностью осознает, что наступит день, когда она должна заплатить за это ... за удовольствие жить полной жизнью". Вероломная Манон Сильвии Гиллем использовала свое сексуальное очарование, чтобы выжить в мире, где доминируют мужчины. Несчастие Де Грие заключалось в том, что она очутился на ее пути, когда она обнаружила свою силу. Там, где Манон других балерин умирают как отчаявшиеся жертвы, нищие и измученные, Манон Сильвии Гиллем сражалась до конца, бросая вызов самой смерти."
Что же я увидела в МАМТ? Какую трактовку они выбрали?

3.<b>Спектакль. <b>И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала.</b></b>
Обыкновенное чудо. Однажды оно уже случилось со мной здесь, и теперь я ждала спектакля с особым волнением. Повторится ли со мной чудо, смогу ли я опять увидеть не просто отточенные движения под музыку, а драматическую историю любви, обмана, преданности и искупления? Погас свет, заиграла музыка. Главная героиня появляется на сцене не сразу... но вот и она! И как только я увидела ее, такую прелестную, нежную и лукавую, как она улыбается, бросая обольстительные взгляды на сопровождающего ее богатого господина (обязательно берите бинокль!)- я попала под ее очарование. Эрика Микиртичева последовательно показывает преображение своей героини. В первом действии она еще наивная юная девочка, только-только начинающая осознавать свою чувственность, свое очарование - и учиться ими пользоваться. Она лукаво играет с богатым господином, но затем искренно очаровывается страстным признанием де Грие (Денис Дмитриев). Их дуэт, под мелодию знаменитой Элегии - одно из самых завораживающих зрелищ, говорящих о юношеской любви. И мелодия из нежной, становится вдруг грозной, словно предупреждая о трагической развязке. И потом, когда брат и богатый господин Г.М. соблазняют ее нарядными платьями и драгоценностями, она любуется ими так по детски непосредственно. Во втором акте, Манон появляется на вечеринке в салоне мадам как настоящая принцесса. Она уже привыкла к роскоши, она знает себе цену, а еще она полностью осознала и развила свою чувственность. Ее танец с поклонниками, когда она переходит с одних рук на другие, и как бы ныряет на их руках - поражает своей откровенной сексуальностью, откровенностью. И все же ее тянет к де Грие. В конце второго действия, когда они вновь оказываются в его квартирке - он гневно срывает с ее руки драгоценный браслет, надетый ей на руку в первом действии господином Г.М., как знак того, что она им куплена. А в третьем действии, этот браслет вновь пытается ей надеть на руку надзиратель - и там это выглядит уже как кандалы. И Манон гневно отшвыривает его - она изменилась, физически она истощена, ее ноги подламываются, она вся подобна изломанному хрупкому цветку - но дух ее стал сильнее, она знает цену настоящей любви. Их финальный дуэт с де Грие трагичен, не красив - тут не до красоты уже, и все же в нем яснее всего видна сила Манон, она не сломлена, она борется за то настоящее, что как она поняла только теперь, у нее есть.
И остриженная, босая, изможденная и в рубище - она выглядит значительнее, и даже красивее, чем ослепительных нарядах второго действия.
Не знаю, скольких сил стоит балерина так показать развитие персонажа, прожить для нас трагическую жизнь на протяжении трех часов действия - но эти преображения по настоящему поражают.
Так я увидела эту историю, в постановке маэстро МакМиллана и в интерпретации <a href="https://stanmus.ru/performance/94" target="_blank">театра Станиславского и Немировича-Данченко.</a>.
В постановке есть еще много интересных сцен и красивых танцев. Большая и харАктерная роль у брата Манон - Леско (Сергей Мануйлов), очень мне понравился! Главарь попрошаек (Иннокентий Юлдашев), Мадам (Дарья Дариенко) - я получила истинное удовольствие глядя на их партии.
Драматические моментами удачно перемежаются забавными и интересными эпизодами.
Говорят, что у этой постановки есть полноценных четыре состава исполнителей - и на следующих спектаклях, которые будут в марте, будет уже другой состав.
Будет возможность сравнить, а как другие солистки видят свою героиню?
Рекомендую посмотреть!

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Статьи по теме

Еще лучше спектакли в Москве

12 августа (вс) | 19:00 | Школа драматического искусства, драма 12 августа (вс) | 19:00

Щедро сдобренный черным юмором театральный комикс.

22 июля (вс) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко, драма 22 июля (вс) | 19:00

Булгаковский фельетон о театральном закулисье с Кириллом Пироговым в главной роли.

23 августа (чт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 23 августа (чт) | 19:00

Блистательная комедия о том, как трудно быть артистом.

10 августа (пт) | 19:00 | Театр на Малой Бронной, драма 10 августа (пт) | 19:00

Пронзительная трагикомедия о любви, которой может быть слишком много.

25 июля (ср) | 19:00 | Театр Романа Виктюка, драма 25 июля (ср) | 19:00

Легендарный спектакль Романа Виктюка.

6 августа (пн) | 19:00 | Новая опера, опера 6 августа (пн) | 19:00

Постановка, которая дает понять, что такое вердиевский оперный театр – со страстями, слезами, нежностью и чудом пения.

23 июля (пн) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко, драма, комедия 23 июля (пн) | 19:00

Суперхит фоменок по «школьной» пьесе Александра Островского.

Выбор редакции

18 июля (ср) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 18 июля (ср) | 19:00

Хибла Герзмава в роли Медеи.

18 июля (ср) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 18 июля (ср) | 19:00

Чудный Островский с Евгением Стебловым в роли богатого московского купца.

18 августа (сб) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 18 августа (сб) | 20:00

Спектакль Игоря Яцко, в котором карточных шулеров играют женщины.

28 июля (сб) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 28 июля (сб) | 19:00

Аккуратная версия знаменитого романа с Екатериной Гусевой в роли Настасьи Филипповны.

24 июля (вт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 24 июля (вт) | 20:00

Радикальный спектакль Константина Богомолова по философскому роману Томаса Манна.