Опера Массне, действие которой перенесено из XVIII века во Францию 60-х годов.

Оперу «Манон» Жюль Массне сочинил, вдохновившись историей о легкомысленной красотке и ее верном возлюбленном, созданной аббатом Прево в 1731 году. Латвийский постановщик Андрейс Жагарс (его версия «Тангейзера» из текущего репертуара «Стасика» бьет рекорды популярности. — Прим «ВД») перенес место действия в Париж 60-х, с его свободными нравами, сексуальной революцией и преклонением перед Брижит Бардо. Получился стильный «европейский» спектакль, поставленный без риска для зрительского чувства прекрасного и кассы театра. Понравится всем, кто в театре ценит антураж, а в музыке — волнующую чувственность и мелодизм.

Важно помнить, что опера не равна роману Прево. Сюжет подан схематично, изъяты многие ключевые сцены. Поэтому зрителям, незнакомым с первоисточником, может быть трудно оправдать поведение главной героини (почему она предает любовника во втором действии или отчего «вдруг» умирает в финале). Важно другое — концепция Жагарса опирается на мотив протеста, заложенный в романе. Манон — символ борьбы за свободу от ханженской морали и церковных догматов (сначала героиня сбежала от родителей, пожелавших запереть ее в монастыре, затем нашла богатого любовника, после вернулась к тому, кого любила и пр.). Та же борьба, только на другом уровне, велась в XX веке. Жагарс совершенно справедливо решил, что на современную Манон смотреть куда интереснее, чем на ту, что разгуливает в кринолинах и не забывает про мушки. И поэтому выпустил на сцену длинноногих красоток миманса в мини-юбках, чулках кислотных цветов и с прическами «бабетта» на голове.

К слову, костюмы (Кристине Пастернака) здесь — главные козыри. Спектакль — практически дефиле мод 60-х. Наряды главные герои меняют по несколько раз. Бросается в глаза и грандиозный масштаб работ художника-постановщика (Рейнис Сухановс). Реалистичные декорации сменяют друг друга от сцене к сцене: вокзал, парижская квартира с видом на Эйфелеву башню, игорный дом, монастырь.

Оркестр звучит почти идеально (густой звук, эффектная подача), хор тоже. Исполнительница главной роли Евгения Афанасьева справляется с труднейшей партией на отлично. Упрекнуть молодую солистку можно только в одном — пока еще скромной харизме. Настоящее открытие спектакля — исполнитель партии де Грие Липарит Аветисян. Яркий тенор впечатлил всех — и просвещенных меломанов, и тех, кто оперу в театре слушает раз в пять лет.