Отзывы о "Нездешний сад. Рудольф Нуреев"

Оценка редакции
Елена Елена 18 апреля, 12:36

С этого спектакля началась моя, длящаяся вот уже второе десятилетие, любовь к ТРВ и лично к Мастеру, которому я безмерно благодарна, ведь именно он открыл для меня столь удивительный мир Театра!

Нет, театралкой я была с юных лет, но постичь это Таинство и научиться отделять «зерна от плевел» меня научил именно Роман Григорьевич Виктюк.

Во всех спектаклях Романа Виктюка, кoторoму удaвaлось непостижимым образом сoeдинить cлoва, музыку и плacтику происходит тeaтральная рeинкарнaция. Не стал исключением и «Нездешний сад», где великого русского танцовщика Рудольфа Нуриева пронзительно играет Дмитрий Бозин, которому удaлоcь очeнь тoчно вжитьcя в эту poль, а танцует сам Нуриев, «Прометей танцевального искусства», как называла его вeликaя амeрикaнская тaнцовщицa Марта Грэм - на огромном экране зрители видят apхивные видeoзаписи с eго выступлeний.

За два часа сценического времени Виктюк умудрился показать зрителям всю жизнь Рудольфа Нуриева, предстающего в начале спектакля перед зрителем татарским мальчиком, одержимым балетом и превращающимся на их глазах в танцовщика, покopившего своим искуccтвом весь мир и закoнчившим свой славный, но и весьма скандальный, путь на руccком клaдбище Сен-Женевьев де Буа…

В спектакле по пьесе Азата Абдуллина есть все - и вoспоминaния o дeтстве, и бeгство рaди свoбоды твopчества, и oгромнaя любовь к матери, и бесконeчная тocка по нeй, и трудности на пути к вершине слaвы, и нелицеприятные отзывы в прессе…

Для нас играли:

Рудольф Нуреев – Дмитрий Бозин
Мать, Марта Грэм – Людмила Погорелова
Марго – Анна Нахапетова
Неизвестный, Усама, Александр Иванович, Гладышев, Профессор, Марио – Станислав Мотырев
Артистами балета выступили артисты ТРВ.

Дмитрий Бозин – уникальный артист, которому подвластно все. Он создал образ, который похож на Рудольфа и внешне, и по темпераменту, и своей выразительной пластикой . Более того, уверена, заставь Виктюк его исполнять в спектакле балетные прыжки – он бы и их легко сделал.
Не устаю восторгаться и игрой Людмилы Погореловой, создавшей в спектакле два абсолютно разных, запоминающихся образа.
Очень рада, что несколько лет назад роль Марго Фонтейн – легендарной партнерши Нуриева, благодаря поддержке которой он стал делать свои первые шаги на Западе, стала играть Анна Нахапетова, отслужившая до этого не один год в балете Большого театра.
А вот с вводом Станислава Мотырева на исполнителя 6-ти вышеперечисленных ролей, в которых раньше я видела Александра Дзюбу и Дмитрия Жойдика, не все так гладко. Пока он явно проигрывает своим предшественникам. Однако, как говорит Татьяна Стрельбицкая: «Стас может всё!» и очень надеюсь, что в следующий свой приход на этот спектакль (а он обязательно будет) я увижу наглядное подтверждение ее словам.
Несмотря на то, что спектакль идет уже двадцать лет, он настолько хорош, что по-прежнему заслуживает, чтобы его смотрели и о нем писали.

Елена Шмырева 17 апреля, 11:53

Когда-то давно, ещё в 90е годы, Роман Григорьевич Виктюк, встретившись с Рудольфом Нуреевым, пообещал ему, что поставит спектакль о его жизни. И он сдержал своё обещание. Так в 2004году появился спектакль "Нездешний сад. Рудольф Нуреев".
Рудольф Нуреев всемирно известный танцовщик балета. Как поставить историю о балете в драматическом театре? Виктюк призвал на помощь кинематограф. Это сейчас привычны экраны на сцене. А в конце 90х начале двухтысячных они смотрелись чем-то новым и нестандартным. Документальные кадры выступлений великого артиста балета видит зритель, а на сцене круг балетного станка, у которого идёт действие. Дмитрий Бозин, который представляет Нуреева, к балету отношения не имеет. Но он прекрасно владеет собственным телом и может воплотить многие режиссёрские решения.
Все значимые моменты биографии представлены в спектакле. Воспоминания о первой встрече с миром балета. Миром возвышенного, так непохожего на обычную жизнь. Именно визит в театр оперы и балета заставил маленького пятилетнего мальчика мечтать о карьере балетного танцора. Ему захотелось стать причастным к этому волшебному миру. Но у скольких людей мечты так и оставались мечтами? Рудольфу повезло: его мама поддержала желание сына и отдала в танцевальную студию. Сначала это был фольклорный ансамбль, но преподаватели, видя трудолюбие и врождённые способности ученика, способствовали продвижению воспитанника. В возрасте 15 лет Нуреев начал заниматься в балетной студии при Башкирском театре оперы и балета, там же началась его деятельность и как артиста балета. А в 17 лет по совету учителей Нуреев поехал поступать в Ленинградское хореографическое училище. Он был значительно старше других претендентов, было отставание в технике и пробелы в профессиональных навыках, но его приняли. И упорные занятия, многократное оттачивание движений позволили ему догнать коллег и при выпуске получить приглашение в труппу Кировского и Большого театров. Он выбрал Кировский (ныне Мариинский). Мечта, казалось, сбылась: Рудольф на сцене в главных ролях. Но душа просила большего. Ему хотелось известности и признания не только в Советском Союзе, но и в мире. Хотелось представлять страну, но без суровых запретов, без указаний, что и когда делать. Государство на тот момент не признавало подобной манеры поведения граждан. Нуреев сделал свой выбор: он стал предателем в глазах народа и родных, но он не предал себя, дела своей жизни. Уровень его мастерства был таков, что ему были рады на мировых театральных сценах. Но до падения железного занавеса о визитах на территорию бывшей Родины не стоило мечтать. С большим трудом через четверть века в 1987году Нурееву дали визу на 72 часа, чтобы он мог попрощаться с умираюшей матерью.
Вся история взлетов, разочарований, признаний, успехов проходит перед зрителями. Артисты вспоминают о значимых людях в жизни этого неординарного человека.
Постановка стильная, как и многие другие в этом театре. Интриги тут расставляет жизнь. Нравится ли вам жанр байопика? Интересует ли судьба именно этого героя? Если ДА, то ищите в афише театра название: "Нездешний сад. Рудольф Нуреев"

inessa 1 июня 2023, 01:08

Спектакли Романа Виктюка всегда отличаются глубиной и множеством отсылок. Так и биографическая постановка «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», рассказывает нам не просто о сложной судьбе одного из величайших танцоров ХХ века, но и показывает тяжелый путь истинного творца искусства в этом мире.

Сразу отвечу на вопрос, нужно ли специально устраивать себе ликбез перед просмотром? Потому что по своему опыту знаю, что на спектакли Виктюка совсем «обнуленными» ходить мало смысла. Здесь, в принципе, достаточно будет ознакомиться с основными этапами биографии Нуреева, так что статьи в Википедии будет достаточно. Также, я всегда рекомендую именно в этом театре партер, потому что балкон режет половину впечатлений.

Итак, скромные и лаконичные декорации: фото молодого и пожилого Рудольфа на заднике и балетный станок в форме замкнутого круга – так просто, и в то же время емко. Прекрасный мир балета, из которого невозможно вырваться. Или это бесконечный круг жизни? Иногда действие отражается в лабиринте зеркал, множащиеся отражения и яркий свет подчеркивают одновременно реальность и нереальность происходящего. В начале монолог от Нуреева о том, что главное – «жениться» на себе, быть в согласии с собой прежде всего. И это – одна из основных мыслей спектакля.

В главной роли – прекрасный Дмитрий Бозин, фантастическая пластика и игра которого как нельзя лучше подходят для роли Рудольфа, в котором, по словам его педагога Александра Ивановича (Дмитрий Жойдик) была та самая «одержимость», которой так не хватает многим. Родившийся в поезде, Рудольф на протяжении всей жизни нигде не чувствовал себя на своем месте. Переехав в 17 лет из Уфы в Ленинград, он был принят в балетное училище, где новичок подвергался постоянным насмешкам мальчиков, которые учились там уже много лет. Протанцевав всего 3 года в СССР, во время гастролей Кировского театра в Париже, он отказался вернуться, став первым «невозвращенцем» среди советских артистов. Конечно же, перспектива выступать в Лондоне была гораздо более заманчивой, чем снятие с гастролей ради экстренного спектакля в Кремлевском дворце перед Хрущевым.

Огромное внимание уделено знаменитому дуэту Нуреева с Марго Фонтейн (Анна Нахапетова). Я очень люблю наблюдать за Анной, потому что она окончила МГАХ и в ней видна именно классическая балетная подготовка. Легкая и изящная до самой старости, Марго тем не менее, уже хотела завершать балетную карьеру в свои 42 года, когда встретила в Лондоне 23-летнего Рудольфа. После небывалого успеха в «Жизели», пара танцевала вместе еще 15 лет! Но их отношения не были простыми: эгоистичный и принципиальный Рудольф третировал Марго, обосновывая это «жесткостью» ради ее блага, а не жестокостью. Очень сильная сцена, где одетый в черное Рудольф нападает на Марго под музыку из «Лебединого озера», и выглядит в этот момент вовсе не как прекрасный принц, а как злой колдун Ротбарт.

Еще один драматичный эпизод, показанный в спектакле – возвращение в СССР на 72 часа, ради прощания с умирающей матерью. На большее время не дали визу, и никто в родном городе не пожелал общаться с Рудольфом. Было ли это ограничение «сверху» или собственное желание бывших «товарищей»? Кто знает…

Очень усиливают все впечатления показываемые на экране сзади архивные кадры из выступлений Рудольфа и Марго, а также документальные вставки из фильмов о них. И еще больше отмечается, насколько сильно созданные артистами образы похожи на оригиналы.

Думаю, многим известно, что Нуреев прожил недолгую жизнь и скончался всего в 54 года от осложнений СПИДа. Незадолго перед смертью он уже не мог ходить, но все равно продолжал выступать в театре – уже как дирижер. На публике он появлялся уже в инвалидном кресле. Все свои сбережения он завещал в два фонда: по поиску новых талантливых танцоров и в новые разработки против СПИДа. А цветной расшитый татарский халат, в котором Рудольф в последних сценах спектакля, и станет символическим покрывалом на его реальном надгробии..

А закончить хочется цитатой из финала:
«Я вошел в нездешний сад
И нашел — сорвал цветок
Прошептал мне тот цветок:
«Будешь вечно одинок».

Так что вопросы о том, был ли все-таки счастлив «женатый на себе» Рудольф? И должен ли творец быть счастливым, гармоничным человеком? – для меня остались без ответа. Но, кажется, что скорее нет… Мне давно не было настолько грустно от спектакля, но это – светлая грусть.

Юлия Амелькова 31 мая 2023, 06:14

Для меня театр Виктюка- это певучесть танца!!!
Если спектакль на тему хореографии ( о несравненном Рудольфе Нурееве), то всё усиливается стократно! В исполнении Дмитрия Бозина - это просто лавина мощнейшей сексуальной энергии на потоке! Она добивала 100% до последних рядов зала!!!
Необычайный фьюжн балета и речевой (Виктюковой) эквилибристики. Когда балетный станок (весьма необычной формы) поглощает твоё внимание, буквально втягивая в хронологию жизни великого Нуреева!

nastyanet 9 февраля 2019, 11:02

Много лет назад Роман Виктюк, встречаясь во Флоренции со смертельно больным Рудольфом Нуреевым, пообещал тому, что поставит о нём спектакль. Обещание он выполнил — на сцене Театра Романа Виктюка уже 15 лет идет спектакль «Нездешний сад. Рудольф Нуреев».
Главную роль исполняет Дмитрий Бозин, и кажется, что он не играет, он живет в этом Нездешнем саду. Балетный станок на сцене служит основой жизни для танцовщика. Здесь происходят все изменения в жизни Рудольфа, здесь он принимает свои решения, строит свою жизнь. Один из самых ярких эпизодов спектакля — когда молодой артист балета пытается встать и пройти по балетному станку, сначала неуверенно, держась за руку с учителем. А затем, уже сам без опоры и поддержки. Так и шел Нуреев всю свою жизнь, по лезвию ножа, под насмешки, непонимание, неприятие...
Первый раз я на сцене этого театра увидела Дмитрия Жойдика. И он мне очень понравился во множестве своих ролей. Он в этом спектакле — и учитель Нуреева, и его ученик.
Очень интересные и женские образы — Людмила Погорелова, мать Рудольфа и американская танцовщица Марта Грэхем, и Анна Нахапетова в роли Марго Фонтейн. Очень сильные героини, которые были рядом с Рудольфом на протяжении его жизни.
На экране показывают эпизоды постановок с участием Рудольфа Нуреева, звучат фрагменты интервью Рудольфа, и они стали еще одним элементом спектакля Виктюка. И это делает постановку более глубокой и интересной.

Галина 5 февраля 2019, 12:26

Наконец я попала на спектакль театра Романа Виктюка, который посмотрела с интересом и удовольствием. "Нездешний сад. Рудольф Нуреев" понравился не безоговорочно, но тем не менее понравился. Он очень красив. Красив не декорациями, не сценографией, он красив прекрасной пластикой актеров, занятых в спектакле.
Вообще, у меня было стойкое ощущение, что я смотрю балет. Ну или пантомиму. Неудивительно, учитывая тему и главного героя. Собственно, Роман Виктюк, посвятив этот спектакль великому танцовщику, тем не менее оговорился, что спектакль не совсем о нем, Нуреев - лишь прототип, а речь идет об изгнанниках вообще. Но на протяжении всего спектакля на большом экране, служащем задником сцены, зрителям демонстрируют запись танцев Рудольфа Нуреева и другие кадры, где присутствует именно он.
Дмитрий Бозин, исполняющий главную роль, великолепно двигается, он красив и пластичен, а в паре с Анной Нахапетовой, игравшей роль партнерши Нуреева Марго, смотрится, как настоящий балетный танцор.
Но мне мешал... его текст. Не знаю, что именно сыграло свою роль, то ли слишком явный микрофон, лишающий звук проникновенности и придающий ему статус некого радиокомментария, а не идущей от души реплики. То есть актер - сам по себе, а голос- сам по себе. То ли акцент, с которым говорил герой, ну типа он в чужой стране, смысл понятен, но слишком это было наиграно, мне мешало. То ли в принципе сказалась недостаточность драматической составляющей - роль играло в основном тело Дмитрия, а не он сам.
Я не знаю, как более внятно объяснить это мое впечатление. Ну то есть вот смотришь на сцену, и тебе интересно и красиво, но ты видишь именно актера, ты не погружаешься в историю и не сопережеваешь, просто наблюдаешь. И к концу второго часа без антракта это начинает утомлять. Вероятно, устала я к финалу еще и потому, что не слишком хорошо знакома с биографией Рудольфа Нуреева, и мне иногда сложновато было понимать, что именно происходит на сцене, действие явно рассчитано на более посвященных. Например, я не всегда улавливала, кого в какой момент играет Дмитрий Жойдик, у него в этом спектакле несколько небольших ролей. Кстати, Жойдик понравился мне больше всех остальных, он играл естественно, ему верилось.
Да и в некоторые моменты, с ним не связанные, мне казалось, например, что уже все, финал, и вдруг действие закручивалось снова, и так несколько раз.
Зато финал, когда он наконец наступил, меня очень порадовал, именно моментом узнавания. Когда на склонившегося героя, обнявшего Земной шар (или что это было), накинули восточный халат, я вспомнила могилу Рудольфа Нуреева на парижском кладбище Сен-Жермен. Могила укрыта мозаичным цветным восточным ковром.
На поклоны вышел и сам Роман Виктюк. В театре явно много постоянной публики, долго хлопали, стоя (чего я категорически не люблю, но это другая тема), не отпуская актеров, купавшихся в этих аплодисментах, было довольно много цветов.
В целом я довольна, что попала на этот спектакль, его стоило увидеть.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / драма