Спектакль Русское варенье

Русское варенье Русское варенье
В избранное
Оценка редакции
Вт, 13 марта, Ср, 18 апреля
Постановка Школа современной пьесы / Метро Белорусская
Длительность 160 мин
Жанр драма
Премьера 12 апреля 2007
В избранное Билеты (600 — 2500 руб.)

Моя оценка

Современный парафраз Улицкой на чеховские темы.

Живут на старой даче люди — настоящая русская интеллигентная семья. Никто толком ничего не делает, денег нет, квартиру московскую сдают, в доме ничего не работает, даже туалет. И только одна Наталья Ивановна работает — с утра до ночи что-то переводит, деньги зарабатывает. Эти люди кого-то смутно напоминают… Ну, конечно, героев Чехова! Они также рефлексируют, также смеются над собой, также озабочены вопросами морали и также чужды какой бы то ни было «деловитости». Но, увы, срубленный некогда вишневый сад, уже не вырастет. И сколько бы герои не варили варенье, прибыли оно им не принесет.

Отзывы о «Русское варенье»

bjanko 20 января, 03:13
В канун Старого Нового года в театре Школа Современной Пьесы смотрела пьесу Людмилы Улицкой в постановке Иосифа Райхельгауза "Русское варенье".
С первых же минут понимаешь, что без Чехова тут не обошлось. Это и прямые указания в виде портрета Антона Павловича, и более тонкие аллюзии в виде выбора места действия: родового гнезда - старой, разваливающейся, пережившей не одно поколение дачи в академическом поселке; главных героев — интеллигентной семьи, члены которой могут красиво рассуждать, но совершенно не способны к простому ремеслу да и к финансовой деловитости.
Но если у Чехова задаешься вопросом, почему "Вишневый сад" КОМЕДИЯ, в диалогах и сюжете "Варенья" такого вопроса не возникает. Идейно очень похоже на Чехова, но доведено до абсурда. Все разваливается в прямом и переносном смысле: разваливается дом, отказывают электричество и канализация, соседи продают свои участки, нет денег на ремонт и нормальное существование; но вместо чеховского "надо работать", слышишь от молодого поколения: "работать? ..неееет!"
От главы же семьи, а ей является мать семейства Наталья Ивановна (Татьяна Васильева), в первые минуты действия следует реплика: "Всю жизнь я работаю, как ломовая лошадь.." Оно конечно, каждый труд почетен. И лишь несколько позже мы узнаем, что Наталья Ивановна занимается переводом многотомного издания женских романов своей снохи (кажется на момент пьесы ей закончен 15й том).
А что же варенье? Это проект семьи выйти из финансового кризиса. Варить его собирается Мария Яковлевна (Елена Санаева). Она сестра покойного мужа Натальи Ивановны, домоправительница и приживалка. Единственная, кто что-то может в доме делать руками. Ну, и что, что в варенье попала мышь? Надо еще раз продукт прокипятить и освятить... Отличный рецепт.
Собственных вишен нет, как и яблонь, которые то ли засохли, то ли замерзли. Но это диалектический материализм, который когда-то преподавал брат Марии Яковлевны. "А диалектика в том и заключается, что все в развитии… что вчера было хорошо, то сегодня плохо…. Что сегодня хорошо, завтра опять плохо… Все в развитии… Все хуже и хуже… "
Гротескные ситуации, интересные узнаваемые герои. Мы живем в этом мире рядом с ними. И нам не грустно, несмотря на все тридцать три несчастья. Сказочный эпилог добавляет позитива. Пьеса из тех, про которые говорят: вы сделали мой день! Да, да, сделали все: и драматург, и режиссер, и, конечно, артисты.

Елена 17 января, 04:50
В этот раз Московский театр Школа современной пьесы ждал своих зрителей на спектакль "Русское варенье".

Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание "русское варенье"? У меня: традиции, общение, чаепитие в семейном кругу за столом, воспоминания, меланхолия, расслабленность, душистый аромат, ощущение приторного вкуса и густой консистенции.

"Русское варенье" у Иосифа Райхельгауза в театре ШСП получилось необычным: объединяющим, тягучим, приторным и с горчинкой.

Спектакль знакомит зрителей с жизнью одной интеллигентной семьи на старой даче. Мы подсматриваем за героями, подслушиваем их разговоры и вначале очень быстро становимся очарованными ими. Все члены семьи очень разные по характеру, возрасту и роду деятельности. Но их объединяет одно - знание своего дела. Наталья Ивановна - успешная переводчица с нескольких языков на русский, Вава - работница церкви, все знающая о Боге и православии, Маканя - знаток домохозяйства, Семен-мастер на все руки и др.

Однако по мере раскрытия характеров ты начинаешь видеть всех героев с другой стороны. В отличие от первого впечатления, ты находишь героев совсем не знающими, даже бездеятельными и очень консервативными. Все они держатся за свои обычаи, уклад и привычки, хотя по факту у них уже ничего не осталось: ни статуса, ни денег, ни дома, ни любви, ни уважения друг к другу. Все всё понимают, иронизируют над собой и друг над другом, кичатся, произносят пафосные слова, но никто ничего не меняет. Герои глубоко закопали свои эмоции, и, чем что-то поменять в своей жизни, им было проще плыть по течению и рухнуть вместе с домом. Но итог этой истории был другой.

Ростислав - успешный сын, давно не живущий с семьей, однажды приезжает и видит проблему... в разрухе. Сын предлагает переехать в новый комфортный дом, чему семья противится. Новый бизнес в виде производства варенья и латание дыр на разрушенной даче ситуацию не меняют. Наконец, всех убеждает вопрос сына: "Неужели вы все хотите пойти работать?".

Как думаете, переезд поменяет людей? Думаю, нет. Проблема в людях, а не в домах.

Жанр спектакля "Русское варенье" в афише определен как afterchekhov, Чехов и его классика "Вишневый сад" прослеживаются здесь повсеместно. Сегодня классика не устаревает - ты находишь в "Русском варенье" себя, своих близких и друзей.

Мария 4 декабря 2017, 11:10
"Русское варенье" Школы современной пьесы - чудесный спектакль, в котором порой трудно понять, где грань между постмодернистской игрой в Чехова и суровым реализмом, типажами чеховскими и современными. Зато очевидно одно - за сто лет для определенного типа людей решительно ничего не поменялось. Разве что вишневого сада все-таки жаль, а вот старую лепехинскую дачу и впрямь давно пора было пустить под бульдозер.
Спектакль практически полностью состоит из отсылок к творчеству Чехова - как очевидных ("Вишнёвый сад", "Три сестры"), так и мимоходом проскакивающих ("Крыжовник", "Свадьба"). Он определённо предназначен для многоразового просмотра - все цитаты с одного раза не считаешь. Зато ситуация в нём узнаваема с полуслова - дача, на которой уже всё разваливается и не работает, толпа бездельников, каждый из которых убеждён в своей уникальности, и пара работяг, на чьи деньги все эти люди и живут, тайно или явно тех, кто их обеспечивает, презирая - конечно, куда новому русскому и писательнице, строчащей дамские романы, проникнуться высокой духовностью.
Чеховские персонажи за век с хвостиком поизмельчали и вызывают мало сочувствия - зато много здорового смеха.
Великолепна игра актеров - решительно каждого из персонажей узнаешь, они одновременно совсем чеховские и совершенно конкретные, современные, тебе знакомые. Чудесный Владимир Шульга - одновременно и Гаев, и профессор-алкоголик Дидюля. В харизматичной Татьяне Васильевой есть многое и от Раневской, и от Аркадиной, и от других чеховских героинь. А какие замечательные сёстры: Татьяна Циренина - подчёркнуто "верующая" Вава (судя по фанатизму - неофитка), Екатерина Директоренко - самовлюблённая лентяйка Лёля, Ольга Гусилетова - язвительная студентка Лиза... Прекрасен и очень органичен Вадим Колганов в роли бизнесмена Ростислава - в котором безошибочно узнаёшь Лопахина.
Вот только не так тонка и не так трагична ситуация "Русского варенья", как в "Вишнёвом саде". Современный Гаев продаст родовое гнездо за бесценок, чтобы купить себе с любовницей квартиру в Барселоне. Обитатели лепёхинской дачи, конечно, будут за неё цепляться - но не потому, что она для них свята, а потому, что иначе придётся работать. И звук лопнувшей струны сменится вибрацией и гудением явно механического происхождения, а вместо стука топора мы услышим бульдозеры.
И, конечно, никакого сада. Сады давно выродились, вишня, из которой Лепёхины пытаются варить варенье, куплена Лизой на рынке, да и варенье то есть нельзя - в нём невесть как оказалась дохлая мышь.
Всё выродилось, всё измельчало.
"Русское варенье" - это очень смешно. И совершенно безжалостно.

Мария 18 сентября 2017, 05:27
Первым спектаклем нового осеннего сезона стало "Русское варенье" по пьесе Людмилы Улицкой в театре "Школа современной пьесы".
Постановка является неким переносом "Вишневого сада" в наши дня. Рефлексирующая интеллигенция, которая не желает работать, а лишь размышляет о глобальном и судьбе России, не замечая дырок в полу и отсутствия двери в уборную.
Не спектакль, а сага о потерянном времени и поколении.
С первых минут удивляют декорации: свисающие грязные тряпки, какие-то простыни на люстрах... упадок в каждое детали..но постепенно приходит понимание, что никакой другой интерьер и не подошел бы.
Я читала много отзывов о о блестящей игре Татьяны Васильевой, но мне больше понравилась Ольга Гусилетова в роли младшей дочери. Она вызывала больше эмоций, хотя ее шутки не всегда были искрометны, а иногда просто притянуты
Удивил персонаж Александра Цоя (муж Елены) - его присутствие на сцене не выражало ничего.. вот прям что есть, что нет))
Оживление в спектакле связано с появлением Ивана Мамонова и Джульетты Геринг. Какие же они яркие, активные.
Состав актеров как всегда звездный: Татьяна Васильева, Иван Мамонов, мои любимые Джульетта Геринг и Елена Санаева и другие.
Если вы поклонник "Вишневого сада", то уверена, что и "Русское варенье" придется по вкусу.
Для меня этот спектакль относится скорее к категории качественных, но при этом не зацепивших.

Анастасия 17 сентября 2017, 04:24
Театр ШСП в очередной раз порадовал актерским составом, их профессионализмом и полным отречением на время спектакля от проблем реальной жизни. Зритель вместе с героями ищет ответы на риторические вопросы: что делать? как жить дальше? и почему так всё получилось? Каждый играет свою роль, а вместе такие разные, но все-таки единое целое (семья). Спасибо за приятный вечер!

Лариса Чугуевская 5 мая 2011, 07:54
К посещению рекомендую тем, кто не настроен на длительный период рефлексии в стиле "что делать?" и "как быть?" Спектакль хоть и сдобрен юмором, как булка джемом, но все-таки затянут. Улицкая, как всегда, гениальна в выборе темы, места, проблематики и героев. Постановка - на самом деле after Чехов. Современная интеллигенция напрочь не желает трудиться, да и не умеет: даже в тазике с вареньем на продажу плещется никем не пуганная мышь. Она не особо честна ни перед собой, ни перед близкими людьми и думает скорее глобально, нежели локально. Бизнесмены на этом фоне смотрятся диковинными зверушками, которые выгрызают у жизни все и даже больше, не демонстрируя ни единого намека на чувства. Такие эмоциональные имбецилы, но гении подсчета денежной массы, контролирующие скорость потоков преобразований. Благодаря им ветхие дачи идут на снос, сданные в аренду квартиры переживают ремонт и, в конце концов, жизнь как-то налаживается:))

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Статьи по теме

Еще лучше спектакли в Москве

Вт, 6 мар | Гоголь-центр, драма Вт, 6 мар

Гоголь в трактовке Серебренникова.

Пн, 12 мар | Театр им. А.С. Пушкина, драма, комедия Пн, 12 мар

Искрометная комедия по пьесе Марка Твена с Сергеем Лазаревым в главной роли.

Ср, 21 фев | Театр им. Ермоловой, драма Ср, 21 фев

Моноспектакль Олега Меньшикова про океан, джаз и одиночество.

Вс, 11 мар | Современник, драма Вс, 11 мар

Пронзительная драма о мальчике-аутисте.

Золотая маска

Пт, 23 фев | Место будет объявлено дополнительно, драма Пт, 23 фев

Необычный спектакль в обстановке обычной московской квартиры.

Золотая маска

Ср, 21 фев | Театр им. А.С. Пушкина, драма Ср, 21 фев

Взрывной спектакль-кабаре о непростом выборе между социальным долгом и обывательским счастьем.

Золотая маска

Ср, 21 фев | Большой театр, опера Ср, 21 фев

Мрачная опера в шокирующей режиссуре, поставленная совместно с английским оперным театром.

Золотая маска

Пн, 26 фев | Театр наций, драма Пн, 26 фев

Рассуждения мужчины и женщины о том, что лежит в основе их желания иметь ребенка.

Золотая маска

Вт, 27 фев | Гоголь-центр, драма Вт, 27 фев

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

Золотая маска

Сб, 24 фев | Гоголь-центр, драма Сб, 24 фев

Лиричная фантазия по книге стихов русского поэта Серебряного века Михаила Кузмина.

Премьера

Чт, 1 мар | Школа драматического искусства, драма Чт, 1 мар

Хулиганский спектакль Дмитрия Крымова по Шекспиру.

Ср, 21 фев | Гоголь-центр, драма Ср, 21 фев

Максим Виторган в спектакле про героя футуристической поэмы великого поэта.