Режиссер Юрий Бутусов способен заставить чеховских сестер взять в руки оружие и сам выйти на сцену танцевать рок-н-ролл. Все его спектакли получают ворох наград и признание критиков. В преддверии премьеры булгаковского «Бега» в Театре Вахтангова мы решили вспомнить главные постановки мастера.

Бег (608820)
Вы можете изменить этот текст

Печально актуальный спектакль о «смертельно больной России» собирался ставить худрук Театра им. Евг. Вахтангова Римаса Туминас. Но что-то не срослось, и эстафету подхватил Бутусов. Критики уверены, это будет самая дерзкая и экстраординарная версия булгаковской пьесы. Восемь снов о Гражданской войне и Белой армии, отчаянно сопротивляющейся красным на Крымском (!) перешейке, режиссер, по его собственным словам, собирается ставить в «мусорной» стилистике. Эпохи, идеи и судьбы он «перетасует, как колоду карт». Аналогии с сегодняшним днем неизбежны. Учитывая яростную любовь Юрия Бутусова к музыке, можно быть уверенными, что жесткий хард-рок-саундтрек нам гарантирован. В ролях — цвет вахтанговской труппы:  Виктор Добронравов, Сергей Епишев, Ольга Лерман. Сценографом выступит постоянный соавтор Бутусова Александр Шишкин. Композитор — Фаустас Латенас. Премьера состоится в рамках фестиваля «Черешневый лес».

Добрый человек из Сезуана (510792)
Вы можете изменить этот текст

Спектакль, не нуждающийся в рекомендациях, «Добрый человек…» вошел во все театральные рейтинги прошлого и нынешнего сезонов. Это очень личный, бескомпромиссный и мощный спектакль по пьесе Бертольта Брехта, действующий на зрителя, как удар под дых. Историю сердобольной проститутки Шен Те (грандиозная Александра Урсуляк, получившая за эту роль «Золотую маску») разыгрывают на черной сцене, заваленной всяким хламом, под зловещую музыку Пауля Дессау в исполнении ансамбля солистов «Чистая музыка» и страстные зонги на немецком. Философское действо не столько про общественные пороки (нищета, проституция и пр.), сколько про несовершенство человечества в принципе. Любить сегодня не просто больно, но и опасно, а если ты добр, и окружающие узнают, где твое слабое место, — выжить не удастся.

Три сестры (534231)
Вы можете изменить этот текст

В рамках «Золотой маски»

Хрестоматийную чеховскую пьесу Юрий Бутусов превратил в трагикомическую клоунаду. Главный ее посыл — на свете ничего не меняется, все несчастны, а женщины — больше всех. Происходящее на сцене напоминает злой безумный карнавал. Приближается катастрофа (а может, конец времен), и три сестры (Анна Алексахина, Ольга Муравицкая, Лаура Пицхелаури) — его вестницы, полураздетые, с оружием в руках и растекшейся тушью. Они ждут, когда придет любовь, и, разумеется, не дожидаются. Спектакль идет практически пять часов, но яростный саундтрек (хард-рок вперемешку с джазовыми стандартами) не даст вам заснуть, даже если на минутку забудетесь. Постановка номинирована на «Маску» трижды — как лучший спектакль большой формы, а также за лучшую работу режиссера и лучшую работу художника (Александр Шишкин).

Отелло (527707)
Вы можете изменить этот текст

Бутусов не был бы Бутусовым, если бы не вывернул текст классика наизнанку. Зритель слышит историю ревнивого мавра сразу в трех переводах: Сороки, Лейтина и Пастернака, а на «десерт» — строчки из произведений Пушкина, Чехова и Ахматовой. Главный козырь спектакля — тонкий интеллектуал Денис Суханов в роли Отелло в дуэте с трепетным Тимофеем Трибунцевым в образе Яго. На их соперничестве строится вся режиссерская концепция — оно вскрывает тайны мужского подсознания и «черные дыры» человеческой души. Физическая смерть героев не важна, важнее смерть их духа. Ревность, зависть, тоска и злоба сжирают их изнутри. Феноменальная находка — черная краска, которую «мавр» наносит на лицо и руки. Как будто ад демонстрирует свои права — с такой отметиной жить не получится. В мрачное и эклектичное действие включены эстрадные номера: все персонажи поочередно поют и танцуют.

Чайка (470636)
Вы можете изменить этот текст

Самый радикальный спектакль Бутусова, еще «при жизни» ставший легендой. Он длится почти пять часов и адресован, в первую очередь, адептам театрального авангарда. Никакого классического благолепия. Чеховский текст нещадно искромсан, а кое-где еще и дописан. Одни и те же сцены могут повторятся по многу раз, а некоторые артисты — меняться ролями. Известный монолог об орлах и куропатках читает рыжеволосая прима Агриппина Стеклова, а трогательного искателя новых форм Треплева играет немолодой Тимофей Трибунцев. В финале Бутусов выскакивает на сцену и начинает безумствовать самостоятельно — пляшет какой-то одному ему ведомый танец и сипит в микрофон треплевские монологи. Критики пишут, что это его способ признаться в любви Театру. Кстати, у этой «Чайки» «Маска» за режиссуру.

Король Лир (81042)
Вы можете изменить этот текст

Спектакль, закрепивший за Бутусовым негласное звание самого популярного режиссера обеих столиц (в Санкт-Петербурге он руководит Театром им. Ленсовета) и любимца лично Константина Райкина. Легендарный актер в свое время сыграл Ричарда III в одноименной бутусовской постановке (к сожалению, спектакль снят с репертуара), а затем Короля Лира (за обе он получил «Золотую маску» как лучший актер). Трагедию короля Британии режиссер подает как абсурдистскую клоунаду. Лир у него — смешной и задиристый хулиган, решивший позабавиться и испытать дочерей властью. «Не его вина», что все три испытание провалили. У спектакля душераздирающий финал — звучит развеселая музыка, Лир старательно рассаживает трупы дочек по стульям. Мертвые тела не слушаются, и все начинается сначала. Старик медленно, но верно сходит с ума, ну а мир, согласно Бутусову, сошел с ума уже давно и окончательно. Занавес.