Прима московских мюзиклов Валерия Ланская в эксклюзивном интервью рассказала «ВД», чем наши артисты отличаются от бродвейских.

Валерия, мюзикл «Монте-Кристо» вернулся на сцену. До этого он шел не один сезон. Вам не надоела роль Мерседес?
Эта роль, и этот спектакль не могут надоесть. Его обожает вся наша труппа, и я, в частности. Мы вложили столько души в его создание и прокат. Так что, когда сказали, что есть шанс возобновления, все обрадовались. И мгновенно согласились.

С чем вы связываете такой успех «Монте-Кристо»? Это чуть ли не самый популярный мюзикл Москвы.
Наверное, его секрет в том, что, повторюсь, создатели вложили в него душу. Зритель не может этого не чувствовать. Кроме того, это наш первый мюзикл такого масштаба. Безусловно, наши режиссеры, актеры, либреттисты и композиторы работали на других заметных проектах. Но чтобы такое качество и размах… здесь «Монте-Кристо» точно был первым.

Вашу работу в этом проекте высоко оценили и критики, и публика. А поклонники уверены, что вы очень похожи на свою героиню. Это так? 

Любой образ, который создает артист, он пропускает через себя. Наверняка, какие-то черты Мерседес есть во мне или мои — в ней, уже не знаю. Но многое и не похоже. Во втором акте Мерседес предстает перед зрителем в зрелом возрасте. Я еще не настолько взрослая и, дай бог, такой драмы, как у нее, в моей жизни не случится. Она пережила предательство, разочарование, боль…

А в чем вы с ней похожи?
За тот период, что спектакль в прокате, мой характер изменился. Когда мы его выпускали, мне было очень легко играть первый акт. Все это было так близко и понятно — безумная любовь, полная отдачи и доверия. В этом я была на Мерседес похожа безусловно. Если люблю, то отдаюсь чувству. Сейчас же все несколько иначе. И мне стал ближе второй акт. Теперь первый акт я играю, а второй уже больше живу на сцене.

С грустью вы об этом говорите.
Это жизненный опыт. Это нормально.
 

Мюзикл, по масштабу и качеству сравнимый с «Монте-Кристо» — это «Граф Орлов». Расскажите, что вам нравится в этом проекте?
Самый большой плюс этого спектакля в том, что это полностью наша история. Все основано на реальных событиях, место действия — Россия. Я горжусь одним только фактом появления такого мюзикла на московской сцене.

Княжна Тараканова, называвшая себя Елизаветой, внучкой Петра I, не была однозначной личностью. Что думаете о ней вы?
Моя Елизавета меняется на протяжении действия, и это очень интересно играть. Сначала она авантюристка, готовая идти на все ради своей цели. Флирт, соблазнение богатых мужчин на глазах у человека, который рядом с ней по-настоящему. Потом она сама попадает в свою же ловушку. Влюбившись в графа Алексея Орлова, она даже не задумывается, что ее избранник ведет себя так же, как она когда-то. Она не верит ничему, что ей говорят даже самые близкие люди.

Вы оправдываете свою героиню?
Конечно. Когда мы репетировали спектакль, у нас с режиссером были разногласия по поводу трактовки характера княжны. Долго искали компромисс, но в итоге три артистки (Ланская играет Елизавету в очередь с Теоной Дольниковой и Аглаей Шиловской — прим. Ред.) рассказывают каждая свою историю. Кто-то представляет ее жертвой любви, ведь в финале Тараканова отказывается назвать имя, которое могло бы ее спасти. А в «моей версии» она умирает не жертвой, а победительницей. Несмотря на то, что ей невыносимо больно, и ее предали.
 

Валерия, в вашем репертуаре есть и другие мюзиклы. Этот жанр — ваш осознанный выбор?

Скорее нет, чем да. Просто так сложилось. Началось все с Театра Луны. Еще раньше были музыкальные спектакли в Детском музыкальном театре юного актера. В «Луне» я играла «Лироманию» по Шекспиру, «Губы» по Набокову, «Мэри Поппинс». Затем я стала работать в «Монте-Кристо» и «Графе Орлове», а также в постановках «Фанфан-Тюльпан» и «Цезарь и Клеопатра» в Театре оперетты. Еще я играла в мюзикле «Зорро». Однако у меня много драматических спектаклей. Так что сказать, что я работаю в жанре мюзикла, потому что это мое все, никак нельзя. Это лишь одно из направлений, в котором я работаю. Безусловно, любимое, но не единственное.

Какие плюсы, а какие минусы есть у жанра мюзикла?
Когда становишься солистом мюзикла, сразу понимаешь, — таких, как ты, на самом деле, немного. Я имею в виду, что мало синтетических артистов высокого уровня. И когда ты попадаешь в касту этих немногих — это большая честь. Здесь нельзя просто здорово петь. Здесь еще нужно здорово играть. И двигаться. И одно без другого невозможно. Это особые навыки, им нужно долго учиться. И от природы они даны не каждому. Знаете, на кастинги приходит огромное количество молодых неизвестных ребят из самых разных городов. Но в итоге на главных ролях остаются практически одни и те же. Из проекта в проект.

У вас есть авторитеты в профессии?
Есть прекрасная актриса Сиерра Боггесс. Она поет в бродвейских мюзиклах «Фантом Оперы», «Русалочке», «Отверженных». Она уникальна. Человеку дано все. И внешность, и вокал, и актерские данные. Ее призвание очевидно, она точно на своем месте. Я часто вижу, что люди занимаются не своей профессией. Конечно, с опытом появляются какие-то навыки, но, это уже называется ремеслом, а не профессией.
 

Бродвейские мюзиклы для вас эталон?
Я смотрела много бродвейских мюзиклов. Сложно сказать, какой поразил меня больше всех. Они все особенные. После просмотра каждого ходишь под впечатлением очень долго. Раньше мне казалось, что на Бродвее артисты более техничны, чем мы. Там ведь другая система проката. Изо дня в день, из года в год нужно играть один и тот же спектакль. Я была уверена, что при этом невозможно выкладываться еще и эмоционально. Но когда увидела своими глазами, поняла, что возможно и это. Тебя буквально вжимает в кресло и сносит столь сильная актерская энергетика. Это очень круто.

Вас не обижает мнение, что мюзикл несерьезный жанр?
Раньше такое мнение было, оно даже тиражировалось. Но думаю, сегодня это в прошлом. Да, с американцами нас по-прежнему нельзя сравнивать, у нас нет такой техники. Зато у нас душа. Да, их учат с детства, а у нас актеры спасаются талантом и навыками, которые «вдруг» пригодились. Занимался ты в детстве пением — отлично, умеешь двигаться — еще лучше. В Америке каждый артист умеет все. Там солисты двигаются так, как не все профессиональные танцоры могут.

Вы думаете, такой уровень для русского мюзикла недостижим?
Почему же, все возможно. Сейчас уже появляются школы мюзикла. То, что Америка задает тон, никак не умаляет наших достоинств. У нас спектакли очень высокого уровня. Просто в Америке сам жанр существует гораздо дольше. А мы иначе расставляем акценты, берем содержанием и эмоциями — это мы умеем, как никто!

Вы уже упомянули в разговоре, что у вас есть личные проекты. Расскажите о них.
Я мечтала создать особый спектакль — и поэтому открыла свой творческий центр! Работая в разных театрах и коллективах, я видела их плюсы и минусы. Здесь — потрясающий художник по костюмам, там — гример, а тут — музыканты и т. Д. Мне очень хотелось, чтобы у меня в проекте работали только профессионалы - и это получилось. Начала я с драматического спектакля — постановки по роману «Воскресение» Толстого, о которой думала много лет. Я собрала команду, мы вместе с режиссером сами написали инсценировку и спектакль состоялся! В Москве мы его сыграли всего пару раз, но побывали на фестивале кино и театра «Амурская осень», где получили два приза - «Продюсерский дебют» и «За лучшую женскую роль» (я сыграла в спектакле Катюшу Маслову). Когда вернулись, я поняла, что мне нужна команда и время. На выпуске я занималась всем сама — продажи, реклама, авторские права, даже печать билетов. Параллельно думала о роли, партнерах, музыке, сценографии…

Зачем вам это было нужно?
Чтобы реализовать свою мечту! Движима мечта, цель — и я ее достигла. Потом я, кстати, сделала еще один спектакль — детский. Пока обе постановки не играются, но только потому, что я не успеваю все делать одна. Много работы, а на данный момент я еще и много снимаюсь. Но крест я на своем деле не ставила, и хочу двигаться дальше. Делаю шаги к тому, чтобы спектакли зажили новой жизнью. В ноябре прошлого года у меня состоялся большой сольный концерт и презентация альбома. Я хочу этот проект сделать гастрольным и поехать с ним по России — сейчас активно готовлюсь. Вообще, у меня много планов на творческий центр. Еще я хочу открыть свою школу для ребят, которые хотят стать артистами, собираются поступать в театральные вузы. Мечтаю, чтобы они занимались с профессионалами, чтобы к каждому был индивидуальный подход. Обязательно будут мастер-классы с известными артистами. Я хочу, чтобы они как можно раньше поняли, что за профессию выбирают. Чтобы знали, как это непросто. Театр — это не феерия, деньги и признание. Это, прежде всего труд.

Вы чувствуете себя звездой?
Нет. Но я слукавлю, если скажу, что мне не приятно, когда меня узнают и говорят добрые слова. Известность и всеобщее внимание — часть моей профессии. Каждый выбирает работу по душе: кто-то сидит в офисе, а кто-то выходит на сцену. Это просто работа. И интервью, и фотосессии — тоже. Безусловно, есть отрицательные стороны: сплетни, домыслы, желтая пресса, интриги. В какой-то момент я поняла, что к этому нельзя «подключаться». Негатив будет всегда. Как бы хорошо ты ни работал. Был период, когда я читала отзывы на форумах — переживала так, что вообще не хотела выходить на сцену. Потом перестала читать, подключаться к этому, и мне стало легче жить. Всегда будут люди, которым нравится то, что ты делаешь, и те, которым это не нравится. Просто надо честно работать. И все будет хорошо.

Где вы сейчас снимаетесь?
В Киеве, проект называется «Скорая помощь». Та самая, сделавшая Джорджа Клуни знаменитым, которую 20 лет назад сняли в Америке. Это наша адаптация, с нашими артистами. Warner Brothers контролирует каждый шаг и были серьезные кастинги на все роли (я ни одну роль не получала без кастинга!). Представители компании приезжают на съемки, они нас ведут — это здорово! Подробно отсматривают даже смонтированный материал и могут попросить что-то доснять.

Валерия, когда вы спите?
Никогда. Это риторический вопрос.

Но если вдруг случится отпуск, то куда и как?
Есть много мест, куда я хочу поехать. Если говорить о мечтах, то это Крым. Я езжу туда каждое лето, там есть любимые места. Еще я мечтаю побывать в городах, в которых никогда не была — Рим и Лондон. Очень хочу увидеть Японию.

Не боитесь ехать в Крым в связи с последними событиям?
Это наша земля, наши люди. Что может измениться? Я очень рада, что Крым теперь — Россия, как было прежде, как было всегда.

Знаю, что о личном вы не говорите. Вас осаждает желтая пресса. А если без конкретных имен. Что вы поняли об отношениях? И что, как вам кажется, лучше бы знать раньше?
Все каждый раз по-новому. Общих правил нет. Я могу сказать, что стала терпимее. Если раньше я пыталась доказать свою правоту через выяснения отношений и ссоры и мне хотелось, чтобы все было по-моему, то теперь нет. Если мужчина не хочет что-то делать — нужно принять его позицию и его желания. Для мужчины необходима зона свободы.

Какие черты характера вам в себе нравятся, а какие нет?
Нравится моя работоспособность. Я — трудоголик с повышенной ответственностью.
Когда-то я могла расстроиться и сорваться на тех, кто не так работоспособен и пунктуален. Сейчас я требую только от себя. Не нравится то, что могу быть раздражительной в моменты сильной усталости.

Вы успеваете бывать в театре в качестве зрителя?
Редко, но бывает. Мне нравятся спектакли в театре «Сфера». Особенно на малой сцене идут очень любопытные вещи. В этом театре зрители сидят очень близко к артистам и все видно, как под лупой. Актеры играют очень честно, с большой душой — это сейчас редкость. Сегодня все бегут за новым, важны эпатаж, необычные решения, масштаб, чтобы «побольше и поярче». А здесь главное - искренность!
Еще не так давно смотрела спектакль «Игра воображения». Это драматическая постановка Вячеслава Невинного-младшего, по Брагинскому. Меня пригласили ввестись на одну из ролей в спектакле, я пошла его смотреть - очень понравился! Прекрасный материал, актерские работы на высоте — советую всем. Увы, к антрепризам сегодня относятся скептически. Когда я ставила свое «Воскресение», то просила не называть его антрепризной постановкой. «Независимый проект» — так точнее. Слишком силен, к сожалению, стереотип: раз антреприза, значит - комедия положений с юмором ниже пояса.

Вы могли бы работать в репертуарном драмтеатре? И есть ли у вас приоритеты?
Конечно, могла бы. А театры, которые я для себя выделяю… Это, конечно, Мастерская Петра Фоменко, «Современник» и «Ленком». Есть много прекрасных спектаклей в мхт им. Чехова. Теперь еще появился изумительный Губернский театр. За него низкий поклон Сереже Безрукову. Если вы еще там не были, обязательно сходите. Это потрясающе.

Последнее, что вас сильно порадовало?
Крым, — раз. Весна — два. От солнца я очень завишу. И очень рада тому, что съемки «Скорой Помощи» проходят именно в Киеве. У нас собралась чудесная компания — мы прекрасно проводим время вне площадки. В Москве у меня никогда нет на это ни времени, ни сил. Бежишь домой после спектакля в надежде 3−4 часа поспать. А если вдруг выпадает свободный день, я сразу еду в свой загородный дом. Никогда никаких тусовок. В клубах вообще не была никогда. Не мое. А Киеве я не только работаю, но и отдыхаю. Там время по-другому идет. После съемок недавно ходили в баню. Мой первый опыт. Мне очень понравилось.

Монте-Кристо (254942)
Вы можете изменить этот текст
Граф Орлов (501001)
Вы можете изменить этот текст