Новогодние каникулы — самое время для семейного похода в театр. От взгляда на афишу глаза разбегаются, а рука тянется к трубке или к клавиатуре — заказывать билеты.

«Конек-Горбунок»
4 января СБ 12.00 и 17.00

«Удивительное путешествие кролика Эдварда»
30, 31 декабря, 6, 7, 10 января

МХТ им. А.П. Чехова


Начнем, конечно, с МХТ. Зарекомендовавший себя как мастер комедий и мюзиклов, нынешний худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев совместил в «Коньке-Горбунке» первое со вторым. Многослойность и многоадресность чувствуются и в тексте Павла Ершова, изрядно переписанном братьями Пресняковыми, и в злободневных куплетах на стихи Алексея Кортнева. Уже в прологе юный зритель обязательно «заценит» панковский начес и клевый прикид чуваков Гаврилы и Данилы (старших братьев Ивана-дурака). А зритель поискушеннее углядит в бодром сельском зачине пародию на «Кубанских казаков». По ритму и отточенной картинке (сценограф Зиновий Марголин, использовавший все немалые возможности мхатовской сцены, действительно превзошел самого себя) спектакль сработан на совесть. От приторной сладости, в которую часто впадают театры, берясь за сказки, его спасает лихое изящество, с каким Ирина Пегова изображает волшебную Кобылицу и Царь-девицу, а Сергей Медведев – Конька. Никакого горба у него нет и в помине: угловатый паренек в комбинезоне и черных очках, усаживая Ивана на бревно с пропеллером, весело подмигивает залу: «Приглашает вас в полет первый в мире конь-пилот…». Словом, младшеклассники будут ахать и бить в ладоши, подростки оценят гламурные танцы все той же Ирины Пеговой в образе знойной турчанки, а папы и мамы – горько-смешной подтекст. Действительно, трудно не расхохотаться, глядя, как митингует народ, обживший спину Рыбы-кита. Им кричат: «Спасайтесь, рыба сейчас нырнет под воду!» А они в ответ: «Наши деды эту рыбу от набегов защищали!..».

Тем временем на Малой сцене Глеб Черепанов, недавний выпускник режиссерской мастерской Валерия Фокина, показывает спектакль по сказке современной американской писательницы Кейт ДиКамилло. Если коротко, то это что-то вроде приключений блудного кролика: тряпочная игрушка из «приличной семьи» теряет дом и комфорт, проходит через всяческие мытарства, опускаясь на «дно». Теряет кролик даже собственную физиономию (кукле для этого не нужна пластическая операция), но взамен обретает новую и чудом возвращается в дом, где его так любят и ждут. Режиссер Глеб Черепанов не боится говорить с детьми на серьезные, даже печальные темы, не сюсюкает, но и не погружает спектакль в беспросветный мрак. Для младших школьников эта история может стать своего рода воспитанием чувств. А для их родителей — поводом оценить тонкую режиссуру и умную игру кролика — Александра Молочникова, на счету которого роли в спектаклях Марата Гацалова и Василия Бархатова.

фото: Екатерина Цветкова


«Евгений Онегин»
29 декабря, 5 января
Театр им. Евг. Вахтангова



Хотите совместить приятное с полезным — например, заставить подросших детей дочитать «Евгения Онегина», а заодно провести хоть один вечер
вместе с вами? Срочно идите в Театр имени Вахтангова. Последние пять лет худрук этого театра, литовец Римас Туминас, занимается ребрендингом русской литературы, а точнее — признанием ей в любви. Его «Онегин» временами напоминает философские заметки на полях пушкинского романа, а то вдруг — легкомысленные рисунки. Как известно, и сам Александр Сергеевич обожал набрасывать на полях рукописи женские головки. Вот так же мелькает в спектакле кудрявая улыбчивая Ольга, не расстающаяся с гармошкой и все норовящая спеть дуэтом с Ленским. Впрочем, Ленских в спектакле два — совсем молодой (Василий Симонов) и пожилой (Олег Макаров). Скажете: что за чушь, ведь Онегин убил Ленского во цвете лет — это знают даже те, кто Пушкина не читал. Однако Туминас населяет свой спектакль призраками: вот таким мог бы быть Ленский, если бы дожил до седин. А этот не расстающийся с бутылкой офицер, разжалованный за мятеж декабристов, сосланный на Кавказ и вернувшийся оттуда инвалидом, — неужели это Онегин? Может, да, а может, и нет — точного ответа в спектакле нет, но ведь и 10-я глава романа, в которой Пушкин намеревался сделать Онегина декабристом, не сохранилась. Вот потому рядом с разгульным офицером (Владимир Вдовиченков) существует и другой Онегин (Сергей Маковецкий) — постаревший, все потерявший и тщетно пытающийся составить письмо Татьяны из разрозненных полуистлевших клочков. Специально для поклонников Театра Вахтангова напоминаем: спектакль выдвинут на «Золотую маску» сразу в семи (!) номинациях. В том числе: Римас Туминас (за режиссуру), Сергей Маковецкий (лучша мужская роль), Владимир Вдовиченков (лучшая роль второго плана). Так что запасаться билетами на такой спектакль надо заранее.

фото: Владимир Луповской


«Юнона и Авось»
31 декабря, 2, 5, 14 января
Ленком



Если вы не видели этот спектакль, ни за что в этом не признавайтесь. Потому что его смотрели все, даже наши бабушки. В 1981 году смелый Марк Захаров вместе с композитором Алексеем Рыбниковым и поэтом Андреем Вознесенским создали то, что потом назовут первой советской рок-оперой (слово мюзикл в то время не употреблялось). Первых исполнителей — Николая Караченцова (граф Резанов) и Елену Шанину (Кончита) — сменили несколько поколений артистов, так же, как первые зрители теперь приводят в зал своих внуков и внучек. Сегодня главные роли исполняют Дмитрий Певцов и Александра Волкова, но спектакль ничуть не поблек, а сюжет о юной калифорнийке, не верящей, что обручившийся с ней граф погиб в сибирских снегах и прождавшей его 35 лет, вечен. В общем, что тут говорить, лучше подпевайте: «Аллилуйя всем будущим детям! Наша жизнь пролетела аллюром. Мы проклятым вопросам ответим: аллилуйя любви, аллилуйя!»

фото: Александр Стернин