Постановка Юрия Бутусова «Р» в театре «Сатирикон» стала одним из главных событий сезона 2021-2022. Название отсылает к пьесе «Ревизор» Гоголя — однако спектакль значительно шире буквальной интерпретации текста. Рассказываем о феерической работе, главные роли в которой исполнили Константин Райкин и Тимофей Трибунцев.  

Описание спектакля на сайте «Сатирикона» начинается с такого определения: «Сочинение на темы пьесы Н. В. Гоголя “Ревизор”». Это описывает постановку как нельзя лучше: Бутусова не интересует канонический текст пьесы, застывший, подобно пауку в смоле. Не интересно ему и пресловутое сравнение с настоящим — подобные параллели неизбежно скатываются в банальность и поверхностность. За «Р» стоит желание распутать клубок тем, создавших «Ревизора», вдохнуть в них жизнь посмотреть со стороны за тем, что представляет собой Россия и ее обитатели.

Ключевым для Бутусова является отнюдь не текст пьесы — пусть и дописанный специально для спектакля. Гротескные образы и характерная для режиссера насыщенность символами скорее побуждают зрителя отслеживать свою реакцию на происходящее. По словам самого Юрия Бутусова, спектакль — «о том, что делает с нами пьеса “Ревизор”, какие мысли и чувства она рождает в нас».

Спектакль принципиально выстроен фрагментарно: динамический свет (художник по свету Александр Сиваев), саундреки от Битлз до Нирваны, шпильки и современные костюмы, ломаная пластика и кабаретные вставки — все это разбавляет повествовательно-монологовую структуру текста, добавляет ощущение энергии с привкусом сюрреализма. Подобный прием — характерный метод Бутусова, любой текст превращающего в динамичный капустник с претензией на непосредственное восприятие образов. Однако в «Р» за этим, кажется, стоит стремление к более цельному и последовательному высказыванию.

Разумеется, гоголевские темы не покинули пьесу — но стали даже объемнее в гротескном хороводе образов. Те же взяточничество и коррупция, тема власти и неумения ей распорядиться — неизбежные спутники спектакля. Однако Хлестаков, представленный у Гоголя скорее собирательным образом лихого «авося», здесь предстает воплощением более сложной идеи, живых черт русского характера. Его слезливая история об избыточной любви в детстве, жажда легкой власти и страшный кошмар просителей из расстрельных списков — все это не столько носит обличительную интонацию, сколько создает сложный образ и предъявляет его на суд зрителю.

Как говорит сам Бутусов, его метод — в том, чтобы идти не «от текста», а «к тексту». «Р» в «Сатириконе» — прекрасный пример того, как подобный вектор способен стряхнуть пыль с заржавевших канонов и оживить одну из самых забронзовелых пьес русской литературы. Постановка «Современника» — это попытка не осовременить текст, но вступить с ним в диалог, увидеть живые идеи и процессы за карикатурными персонажами. За стройным рядом очевидных отсылок к современности возвышается намерение создать матрицу русского сознания — не в сухих стереотипах, но в многомерных образах, раздираемых желаниями и эмоциями, страхами, надеждами и любовью.

Р Выбор редакции
драма

Р

4,5 Спектакль Юрия Бутусова по пьесе Гоголя.
4,5

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: