На этой неделе к уже начавшимся фестивалям NET и «Сезон Станиславского» прибавится еще и «Балтийский дом». «ВД» поможет сориентироваться в трех фестивальных афишах.

Событий, которые обидно было бы пропустить, на этой неделе действительно много. Но не пугайтесь: «Балтийский дом» стартует только 29 ноября. У питерского фестиваля, в третий раз проходящего в Москве, будет ярко выраженный «датский акцент» – мы увидим лучшие драматически и танцевальные спектакли из Копенгагена. Главным событием программы станет показ российско-датского проекта «Подземные путешествия Нильса Клима». Спектакль по знаменитому роману ХVII века поставил питерский режиссер Вадим Фиссон и его группа «Комик-трест» вместе с датским театром «Вендсюссель». Поклонников сказки «Путешествие Нильса с дикими гусями» спешим предупредить: Нильс Клим – герой вполне взрослый, детей до 16-ти на спектакль Вадима Фиссона брать не стоит.

В начале недели стоит уделить внимание спектаклям фестиваля NET. У фестиваля, название которого расшифровывается как «Новый европейский театр», в этом году достаточно обширная французская программа. Два спектакля покажет режиссер и драматург Жоэль Помра, чьи «Торговцы» – социальный памфлет в духе Ларса фон Триера, сделанный с помощью приемов немого кино – полтора года назад наделали шуму на Авиньонском фестивале.

Другой свой спектакль Жоэль Помра, которого на родине именуют «надеждой французской сцены», выпускает с актерами театра «Практика». Он называется «Этот ребенок» и представляет череду реальных семейных историй, собранных и записанных Помра в бедных кварталах Нормандии. Находясь в состоянии вечной войны, родители и дети в этом спектакле время от времени меняются ролями – ведь каждый взрослый когда-то был чьим-то ребенком.

Еще одним франко-русским проектом станет«Молодец», поставленный музыкантом и режиссером Владимиром Панковым вместе с француженкой Люси Берелович по поэме Марины Цветаевой. После премьеры, которую сыграют в рамках NETа, спектакль останется в афише Театра Наций. Так что просмотр «Молодца» можно отложить до того времени, когда закончится фестивальный бум. А пока прочитать на редкость музыкальную, необычную по форме поэму Цветаевой.

Чего не стоит откладывать, так это просмотр «Отелло» и «Фауста» Эймунтаса Някрошюса в рамках «Сезона Станиславского». «Отелло», в котором сурового мавра играет Владас Багдонас, а Дездемону – впервые заговорившая на сцене балерина Эгле Шпокайте, можно назвать самым лиричным и нежным спектаклем знаменитого литовца. А «Фауст» с тем же Багдонасом в роли гетевского ученого, пресытившегося наукой и отправившегося на поиски счастья, придется по вкусу всем любителям поразмыслить о смысле бытия и устройстве мироздания.

Под занавес фестиваля «Сезон Станиславского» покажут английскую «Истерию». Вдохновившись одноименным стихотворением Томаса Элиота, английская труппа, соединяющая драму, пластику и клоунаду, придумала мрачный и смешной спектакль о тех глобальных душевных катастрофах, которые происходят внутри нас в то время, пока мы обедаем с друзьями в кафе, флиртуем на свидании и изо всех сил стараемся сохранить светское выражение лица. Словом, все как у Чехова: люди обедают, только обедают – а в это время решаются их судьбы.