Пока одни упоенно наблюдали за судьбой картины Куинджи, а другие занимали очереди на выставку Фриды Кало или фотовыставку Дэвида Боуи, с декабря до конца марта в Mercury Tower для узкого числа избранных посетителей работает, пожалуй, самая необычная экспозиция – собрание «гипсового искусства». О самой дорогой, недоступной и «закрытой» выставке города специально для «Вашего Досуга» рассказывает искусствовед Лиза Минаева

Показываемое в Москва-Сити «гипсовое искусство» не входит ни в один каталог или рейтинг. На него не писали обзоров, его не включали в списки событий, обязательных к посещению. Выставка в Mercury Tower — лишь часть спектакля «Ай Фак. Трагедия» режиссера Константина Богомолова. И уже 27 марта экспозиция перестанет существовать вместе со спектаклем. Однако задуманная лишь как дополнение к спектаклю, выставка стала полноценной частью опыта, предложенного зрителю. Попасть на нее можно только по билету на спектакль, стоимость которых варьируется от 2 500 до 8 500 рублей, что делает безымянную галерею «гипсового искусства» еще и самой дорогой для посещения выставкой города. 

Вдохновленная романом Пелевина выставка «гипсового искусства» в башне «Меркурий» – это импровизированное путешествие в прошлое, ностальгический взгляд на искусство нашего времени из конца XXI века. Здесь всем решившим сходить на спектакль Константина Богомолова представляется возможность посмотреть на современное искусство под совершенно новым углом, с точки зрения человека будущего, утратившего связь с миром и другими людьми и перенесшего большую часть собственной жизни в виртуальную реальность. 

Согласно Пелевину, период «гипсового века», в который вступило человечество в третьем тысячелетии, закончится уже через пять-десять лет, уступив место веку «новой неискренности». Прогресс принесет с собой не только новые технологии, но и фундаментальные изменения в человеческих отношениях — им на смену придет общение с машинами, наделенными искусственным интеллектом, и виртуальный секс. Люди конца XXI века смотрят на современное нам искусство с чувством ностальгии по утраченным ими переживаниям естественного происхождения. Еще не успевшие окончательно лишиться искренности и непосредственности, выражающейся в том числе и в творческом импульсе, для людей будущего мы, люди «гипсового века» – последнее поколение, своими руками создающее искусство свежее, свободное и непосредственное. 

В пространстве, являющемся одновременно галереей и местом действия самого спектакля, по задумке главного художника проекта Ларисы Ломакиной зрители прогуливаются в ожидании начала спектакля. Эта же «художественная галерея», развернувшаяся в недостроенном лофте, ждет зрителей в антракте. Усилиями московской художницы и куратора Маруси Борисовой-Севастьяновой в галерее представлено несколько десятков работ современных художников. Часть из них представлена фондом Stella Art Foundation. Именно здесь, абстрагировавшись от восприятия современной живописи как отображения нашей же реальности, можно впервые попробовать примерить на себя взгляд человека будущего и взглянуть на современность как на историю.

Что видит человек эпохи «новой неискренности», вглядываясь в последние произведения, созданные в рамках старого мира? Вид на Кремлевскую стену из простреленного окна, груду вышедших из употребления проводных телефонов и готовящуюся к сносу гостиницу «Россию» (серия фоторабот Стаса Полнарева «Руина Россия»).

В галерее гипсового искусства собрано всего понемножку — здесь и поп-арт Константина Латышева, и Георгий Татибадзе с пейзажем «Ночь», изображающим типичный спальный район большого города, и одетый в розовую униформу, окруженный бабочками омоновец.

Россия первой четверти XXI века – это свадьбы с розовыми лимузинами, голубями, песнями Верки Сердючки и неизменным мордобоем (“True Russian Wedding” Ольги Чикиной), сидящие «на кортах» гопники (“True Detected” Ларисы Куликовой), лайки в социальных сетях ("Нравится 367" Алексея Михеева), водка и плацебо ("Сила трех" Антона Тотибадзе, "Плацебо" Вероники Пономаревой).

Помимо имен, известных галеристам и частым гостям выставок современного искусства, широкий зритель тоже почувствует радость узнавания — как в отсылках на работы Александра Дейнеки и Эгона Шиле (Алексей Сергеев "Баба и самолет", Юрий Мелексетян "Девочки"), так и в присутствии в экспозиции известного по «Битве экстрасенсов» одиозного художника и перформера Пахома (Пахом & Marinesca "Препарированные фотографии").

Как и любая выставка современного искусства, экспозиция «Ай Фака» может вызывать у неподготовленного зрителя недоумение, почему некоторые из представленных работ в принципе можно назвать искусством. Куратор Борисова-Севастьянова обыграла и это, встроив в экспозицию арт-объекты от рекламных партнеров. Одна из работ, в которой любители концептуализма без труда узнают отсылку на творчество Пьеро Мандзони, создается прямо во время спектакля — дополняющий экспозицию объект в виде помещенных в раму смешанных с краской фекалий разместится в ней наравне с работами известных художников и рекламными объектами.

Фактически увидеть подобное можно на любой хорошей выставке одной из галерей современного искусства. Спектакль «Ай Фак. Трагедия» – возможность, укутав современность в ореол ностальгического, разглядеть в ней то чистое и трогательное, что – как знать? – будут находить в ней наши с вами потомки. Москвичи могут воспользоваться этой возможностью до 27 марта. В этот же день в последний раз будет показан и сам спектакль. Билеты на последние показы можно найти на официальном сайте проекта.