Эти театральные премьеры прошлого сезона не пользовались особым вниманием публики. А зря!

«Минетти»

Театр им. Евг. Вахтангова
Билеты: 500–4000 р.
Расписание

Один из самых успешных московских театров открыл Новую сцену спектаклем своего худрука. Впервые Римас Туминас поставил пьесу о театре. Она написана Томасом Бернхардом для реально существующего немецкого актера — Бернхарда Минетти. По сюжету в старой гостинице на берегу Балтийского моря в канун Нового года случайно оказавшийся там артист подводит итоги уходящей жизни. Постановка, как и пьеса, — убедительная попытка разобраться со «внутренними демонами», терзающими душу человека. Добавьте к этому фантастически красивую сценографию Адомаса Яцовскиса (все происходит в холле отеля, среди столов и стульев, которые то и дело засыпает снег, врывающийся через парадные двери) и щемящую музыку Фаустаса Латенаса. Всем влюбленным в театральное искусство смотреть обязательно.

«Иллюзии»

МХТ им. А.П, Чехова
Билеты: 500–1200 р.
Расписание

Душевный спектакль Виктора Рыжакова по пьесе Ивана Вырыпаева «Иллюзии» (в театре «Практика» она идет в режиссуре автора). На сцене две супружеские пары в летах (всех играют мэтры — Дмитрий Брусникин, Игорь Золотовицкий, Светлана Иванова-Сергеева, Янина Колесниченко). Уютная кухня, запах пирогов... и неожиданные признания на десерт. Что герои на самом деле думают о своих браках, кого любят, о чем жалеют. В финале зрителям показывают видеофильм, в котором реальные москвичи отвечают на вопрос «Что такое любовь?».

«Все оттенки голубого»

«Сатирикон» на сцене «Планеты КВН»
Билеты: 1000–5000 р.
Расписание

Один из самых пронзительных спектаклей уходящего театрального сезона. Поставлен он по пьесе Владимира Зайцева, написанной в 2014 году, как утверждает автор, на основе реальных событий. Первая реплика — признание мальчика-подростка Егора: он — гей (феноменальная работа молодого артиста Никиты Смольянинова). Все остальное — рассказ о последствиях отчаянного каминг-аута «в лицах». Душевные метания мальчика, выросшего в семействе лютующих гомофобов, показаны с яростной прямолинейностью. Финальную фразу произносит мама героя, тем самым ставя жирную точку в этом бесхитростном театральном повествовании: «Это не они — уроды, это мы — уроды».

«Горе от ума»

«Школа драматического искусства»
Билеты: 600–1500 р.
Расписание

Хрестоматийная пьеса в ШДИ звучит как уморительно смешной фарс про «плохого» Чацкого. А то, как решен образ Фамусова, — и вовсе главное, за чем стоит идти на спектакль. Хранитель семейного очага, искренне желающий дочери счастья, он в этой истории — «мистер обаяние». Молчалин тоже никакой не антигерой: аккуратный, рассудительный, осторожный. Софья и Лиза замечательно умны и видят всех насквозь. Свето- и сценография заслуживают отдельной статьи. Визуально спектакль соответствует эпохе первоисточника, но намеки на день сегодняшний все же есть (коротюсенькие платьица на героинях, ходули на пружинах, на которых появляется на сцене Молчалин, или собранные в хипстерский хвост волосы Чацкого). Спектакль полон остроумных находок, при этом лишен политического и всякого другого пафоса. Зрителю не дают скучать ни минуты.

«Мефисто»

МХТ им. А.П. Чехова
Билеты: 350–3000 р.
Расписание

Знаменитый роман Клауса Манна об артисте, предавшем страну ради собственного тщеславия, поставил 75-летний Адольф Шапиро. Деятельного балагура Хендрика Хефгена безукоризненно играет Алексей Кравченко. Спектакль получился нарочито пышным, нарядным — с фривольными танцами, мини-концертами и даже одной полуоткровенной сценой в ванной. На контрасте с этой мишурой отчетливо тревожна главная интонация. Хендрик становится на путь компромиссов с совестью и оказывается послушным рабом режима. Шапиро поставил спектакль не об ужасах тоталитаризма и не о глупости одного недальновидного актера. Настоящий герой, точнее антигерой его постановки — конформизм. Страшный, кстати, во все времена.

«Загадочное ночное убийство собаки»

«Современник», Другая сцена
Билеты: от 1000 р.
Расписание

Нашумевший роман Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки» в интерпретации Егора Перегудова. Книга — мировой бестселлер, лондонский спектакль, поставленный по ней, — обладатель семи (!) премий Лоуренса Оливье. Московская версия тоже вряд ли кого-то разочарует. О переживаниях мальчика-аутиста Кристофера здесь рассказывают, не впадая в сентиментальность, чернуху или морализаторство. Обратите внимание на экстраординарную работу Шамиля Хаматова, родного брата Чулпан. Артист с пугающей точностью изображает не только физические недостатки своего героя, но и внутренний надрыв. Самая страшная сцена — Кристофер, скрючившись, лежит на полу и засовывает в себе в рот письма матери, которые отец прятал от него всю жизнь.

«Обещание на рассвете»

Театр им. А.С. Пушкина, филиал
Билеты: 1000–2500 р.
Расписание

Еще один хит в копилке Театра Пушкина — спектакль молодого режиссера Алексея Кузмина-Тарасова по художественной автобиографии Ромена Гари. Литературный мистификатор, кинорежиссер, дипломат, Гари в романе описал свои отношения с матерью, безумно его любившей и этой любовью предопределившей его судьбу. История душераздирающая, очень деликатно и умно поставленная. Ее оценят все без исключения, а поклонники актрисы Александры Урсуляк — в первую очередь.

«Утиная охота»

Et Cetera
Билеты: 500–2500 р.
Расписание

Создатель жанра саундрамы Владимир Панков поставил советскую классику. Главная идея прозрачна: инженер Зилов (ювелирная работа Андрея Пахомова) — вовсе не герой. Он не только непривлекательный внешне, но и гнилой изнутри: ничего общего с общепринятым вампиловским типажом. У мрачного спектакля «говорящая» сценография: серые стены с подтеками, грязные унылые окна. Кровавым пятном смотрятся на этом фоне красный гроб. По ходу действия в нем спит пьяный Зилов, на нем, как на подносе, торжественно выносят ему любовницу Веру (как всегда убедительная Наталья Благих), затем гроб кладут на две табуретки, чтобы все гости на новоселье смогли сесть у стола. Жутковатое впечатление усиливает музыка. Панков включил в партитуру бурятские песнопения, пародии на шансонные хиты и каверы песен Цоя.