Громкие премьеры года, на которые еще можно успеть этим летом.

«Бег»

Театр им. Евг. Вахтангова
расписание

Самый авангардный режиссер двух столиц Юрий Бутусов поставил булгаковский «Бег» в своей обычной манере — вывернув текст классика наизнанку, соединив грубый фарс и тончайшую лирику, снабдив действие непредсказуемыми аттракционами и брутальным саундтреком (хиты Майкла Джексона, Pink Floyd, групп «АукцЫон», «Океан Ельзи» и др.). Реальность соседствует с видениями, герои — с призраками. Мнения зрителей об получившемся действе разделились. Фанаты Юрия Бутусова кричат: «Гениально!». Адепты классического прочтения негодуют: «Муть!». К кому бы вы себя ни относили, скучно не будет точно.

«Юбилей ювелира»

МХТ им. А.П. Чехова
расписание

Новый хит провокатора Константина Богомолова, поставленный специально к 80-летию Олега Табакова. Худрук играет доживающего последние дни больного раком 90-летнего старика. Его герой — разорившийся ювелир, у которого осталась одна мечта — дождаться, когда к нему пожалует Елизавета Вторая (королева обещала ему это, когда он работал при дворе). Согласитесь — образ, которого меньше всего можно было ожидать от праздничного спектакля «по случаю». Тем интереснее. И никакого фальшивого оптимизма и игры на публику.

«Женитьба»

Театр наций
расписание

Комедию Гоголя о несостоявшейся женитьбе Филипп Григорьян превратил в актуальное мрачное высказывание о том, что убежать от ТВ-паранойи можно только в смерть. Действие, разумеется, перенесено в современность, Подколесина играет Максим Виторган, невесту — Анна Уколова, а сваху — Ксения Собчак. Ее участие, кстати, спектакль не портит. Символ «нашей гламурной Раши» по факту изображать ничего и не должна. На сцене — декорации безымянного ток-шоу: бархатные стены, диваны, обтянутые кожей питона, зеркала и видеоэкраны во всю стену. Сваха Фекла Ивановна получает живые деньги за каждого кандидата в супруги. Как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть.

«Человеческое использование человеческих существ»

Электротеатр «Станиславский»
расписание

Театралы предчувствуют скандал. Главный итальянский авангардист, обожающий шокировать публику своими спектаклями-перформансами, впервые ставит в Москве. Для Кастеллуччи нет никаких табу на сцене: обнаженные старики, окровавленные трупы, экскременты… Что-нибудь подобное обязательно можно будет увидеть и на премьере. Хотя сам режиссер-провокатор озвучил вполне приличную концепцию. Основная тема его нового творения — приятие и неприятие смерти. Сюжет — воображаемый диалог Христа с воскресшим Лазарем. Также известно, что во время спектакля из зала будут убраны кресла, и зрителям придется сесть на пол.

«Самоубийца»

«Студия театрального искусства»
расписание

Давно сатира на российскую действительность не выглядела так свежо и элегантно. В спектакле Сергея Женовача по некогда запрещенной пьесе Эрдмана безработный Подсекальников мечтает получить работу и есть ливерную колбасу, когда вздумается. Но сгоряча заявив, что от несправедливости хочет стреляться, герой запустил механизм политической борьбы. И его со всех сторон принялись агитировать, за кого и за что надобно немедленно умереть. За интеллигенцию, за Кремль, за мясников, за чистую веру, даже за свободную любовь. Смех сквозь слезы — как раз про этот хит.

«Вальпургиева ночь»

«Ленком»
расписание

Спектакль Марка Захарова по произведениям Венедикта Ерофеева смело можно ставить в один ряд с остросоциальными хитами Богомолова и Серебренникова. И хотя в нем нет ни молодой ярости коллег, ни откровенных лозунгов, посыл тот же — мы живем в страшной и несвободной стране. Тяжелее всех приходится тем, кто это понимает и никуда не бежит. Разве что внутрь себя, — совсем как условный Веничка. Его безупречно играет Игорь Миркурбанов, обладатель «Золотой маски» этого года. Мат, о котором так волнуются «блюстители театральной нравственности», со сцены все-таки звучит. И звучит отлично.

«Двое на качелях»

«Современник»
расписание

Поклонники Хаматовой, этот спектакль для вас! Галина Волчек реанимировала свою самую первую постановку, — только теперь взамен Татьяны Лавровой и Михаила Козакова пьесу Уильяма Гибсона разыгрывают на сцене «Современника» Чулпан Хаматова и Кирилл Сафонов. История двух одиноких людей, внезапно встретившихся и мгновенно полюбивших друг друга, разыграна убедительно и страстно. Правда, некоторые критики обвиняют спектакль в старомодности — мол, кто сегодня так терзается из-за любви (герой все никак не может выбрать между женой и любовницей). Однако зритель, уставший от обличительного театра и кабаре-формата, голосует рублем. Билеты на «Двоих» действительно в дефиците.

«Сфорца»

Центр им. Вс. Мейерхольда
расписание

Спектакль по новой пьесе Саши Денисовой — современного драматурга с отличным чувством юмора. Герои — реально существовавшее семейство Висконти и крестьянин Сфорца, захвативший Милан. Вражда, войны, убийства и передел власти — все это могло бы превратиться в «пыльный» спектакль, интересный лишь поклонникам сериалов про королей и их любовниц. Но намеки на кремлевскую ситуацию, народную панику и украинские волнения разбросаны повсюду. При этом никакого пафоса. Это скорее изящная, «женская» сатира на происходящее. Кстати, у спектакля фантастический саундтрек — от Led Zeppelin до Тото Кутуньо.

«Сказки Пушкина»

Театр наций
расписание

Роберт Уилсон — самый востребованный режиссер в мире, суперзвезда театрального авангарда, чье имя вписано во все учебники по современному искусству. Его новый и пока единственный московский спектакль покажут в Театре наций. Музыку пишут CocoRosie — одна из самых известных американских групп, работающая в стиле «экспериментальный фолк». За основу постановки взяты сказки Пушкина. Поэта-рассказчика играет Евгений Миронов. По редким обрывкам рассказов других артистов (всего их 25), Уилсон придал знакомым с детства героем необычные визуальные образы. Какие именно — увидим на премьере.

«Сверлийцы»

Электротеатр «Станиславский»
расписание

Самая необычная премьера этого сезона — еще и мировая. В новеньком Электротеатре впервые представят оперный сериал Борис Юхананова. В течение пяти вечеров зритель увидит перформанс о фантастической стране Сверлии (время действия — 3004 год). Главный герой — некий Принц, который должен спасти Сверлию от гибели. Фантастические костюмы, сумасшедшие спецэффекты и «непонятная» музыка гарантированы. Среди авторов— ведущие современные российские композиторы: Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский, Владимир Раннев, Алексей Сысоев и Дмитрий Курляндский. Последний, кстати, уже в программке предостерегает: «Мы говорим со слушателем на сложном языке, потому что мы не верим в «неподготовленного», «простого» слушателя».