Ранняя весна. Время, когда самые черствые сердца внезапно содрогаются от романтических грез. Подходящий момент, чтобы поговорить о поэтическом театре
 
Строго говоря, театр без поэзии теряет всякий смысл. Во-первых, античные трагедии, как известно, писались гекзаметром. А во-вторых, и в главных, почти все мальчики, потерявшие отца, бешено ревнуют маму к отчиму. Но вот оторваться от земли и подышать высокогорным воздухом трагедии дано только Гамлету. Это я к тому, что облачить свои переживания в благородную поэтическую форму может не каждый. А уж передать эти переживания на сцене…

Хороший поэтический спектакль сегодня – большая редкость. Однако в афише недели их удалось обнаружить сразу несколько. Для начала отправимся в Мастерскую Петра Фоменко на «Отравленную тунику». Стихотворную трагедию Николая Гумилева поставил Иван Поповски, еще в годы учебы в ГИТИСе начавший подбирать ключи к поэзии Серебряного века. Еще тогда Поповски придумал особую манеру произносить стихотворный текст – не ломая строчку, а подчеркивая ее ритм. В пряной, полной любовных страстей и коварных интриг «Отравленной тунике» их произносят Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Кирилл Пирогов и прочие мастера Мастерской.
 
идите и остановите прогресс. Театр на Таганке. Фото А. СтернинаДругой поэтический спектакль идет в эти дни на «Таганке». Юрий Любимов, патриарх отечественной сцены, в свое время прославился благодаря своим поэтическим представлениям. В 60-е годы на «Таганке» умели не только читать стихи со сцены, но и писать – вспомним Владимира Высоцкого.
Сегодня создатель легендарного театра работает на той же сцене с совсем молодыми актерами. Под его руководством они вдохновенно разыгрывают «Идите и остановите прогресс» – новеллы из жизни поэтов-обэриутов – Алексея Крученых, Данила Хармса, Александра Введенского, Николая Заболоцкого, чей век в эпоху сталинского тоталитаризма оказался коротким, а творчество насильно выкорчевывалось из людской памяти. Хотите восполнить пробел в образовании и убедиться в гениальности обэриутов – сходите на «Таганку».
 
Морфий. Театр Et Cetera. Фото И. КалединойСвой нынешний сезон в театре Et Cetera называют сезоном премьер. А начался он с «Морфия» – спектакль по рассказу Михаила Булгакова поставил актер, музыкант, создатель «Пан-квартета», а с недавних пор еще и режиссер Владимир Панков. Историю доктора Полякова, «подсевшего» на морфий, дабы легче пережить любовную драму, в спектакле пропевают, протанцовывают, прокрикивают и прошептывают. Главное тут – не слова, а ритм. И хотя история вышла трагическая, но такому ритму и такому драйву, как в спектакле Панкова, можно только позавидовать.
 
Антоний & Клеопатра. Версия. Театр «Современник». Фото Н. ЧетвериковойВ «Современнике» играют «Антоний & Клеопатра. Версия» трагедию Шекспира в переложении Кирилла Серебренникова. В главных ролях – Сергей Шакуров и Чулпан Хаматова. История страсти египетской царицы и римского военачальника перенесена в наши дни. Антоний одет в современную военную форму и напоминает полковника федеральных войск, а Клеопатра – чеченскую беженку. Режиссерская фантазия Серебренникова, как всегда, не знает удержу.
 
Иван ВырыпаевА тем временем на сцене театра «Практика» идет, может быть, самый необычный проект сезона – спектакль «Июль». Многостраничный монолог маньяка и людоеда написал автор «Кислорода» Иван Вырыпаев, поставил режиссер Виктор Рыжаков, а сыграла его Полина Агуреева – красавица и умница, в устах которой даже трехэтажная брань кажется стихами. Впрочем, с «Июлем» все не просто – это только кажется, что Иван Вырыпаев пишет прозой. Его текст отточен, ритмизован и полон удивительных метафор. А что главный герой – людоед, так ведь на то она и поэзия, чтобы разглядеть возвышенное в низменном, найти гармонию там, где ее отродясь не было. Прямо как у Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…»

Напоследок вспомним о «Золотой маске». Фестиваль начнется буквально на днях, а билеты на лучшие российские спектакли прошлого сезона еще можно купить в кассах ТЦ «На Страстном».