Алла Шендерова
22 февраля 2007

«Золотая маска»: Весенний марафон

До «Золотой маски» – главного российского театрального фестиваля – остается совсем немного. Страсти накаляются, билеты вовсю продаются. «ВД» расскажет о спектаклях-номинантах, которые можно посмотреть уже на этой неделе – не дожидаясь начала фестивального марафона.
 
Пролетая на гнездом кукушки (Заимение). Ленком. Макмерфи - А. Абдулов. Фото М. Гутермана.В «Ленкоме» играют «Затмение» («Пролетая над гнездом кукушки») – постановку болгарина Александра Морфова с Александром Абдуловым в роли буяна Макмерфи, восставшего против бесчеловечных правил психушки и поплатившегося за это собственной головой. Поклонников знаменитого фильма Милоша Формана ждет не разочарование, но удивление: Абдулов играет своего героя совсем не так, как оскароносец Джек Николсон. В 80-е герой фильма, снятого чешским эмигрантом Форманом, сражался за свободу вообще, а Макмерфи нашего времени слишком хорошо знает, что свобода – понятие весьма абстрактное и несбыточное. И пытается хоть на один вечер вернуть к нормальной жизни вполне конкретных людей – своих сокамерников, вернее сопалатников.
Трамвай «Желание». МТЮЗ. Стенли - Э. Трухменев, Бланш - О. Понизова. Фото В. Луповского

В «Трамвае «Желание» – спектакле МТЮЗа, номинированном на «Золотую маску», речь идет о том же – о человеческом достоинстве, свободе и страхе потерять себя.

Только если в «Затмении» действие начинается в психушке, то за прекрасной и беззащитной героиней пьесы Теннеси Уильямса (ее в МТЮЗе играет Ольга Понизова) санитары приезжают в финале. Заметьте: в обоих случаях сумасшедшими объявляют людей вполне нормальных и достойных.

Спектакль Генриетты Яновской – хороший повод задуматься о том, что сострадание чужой участи – куда более нормальное человеческое проявление, чем звериная хитрость и приспособленчество.

 

Захудалый род. Студия театрального искусства п/р С. Женовача. Фото В. ЛуповскогоОт западной классики вернемся к отечественной. «Захудалый род» – первый спектакль, поставленный Сергеем Женовачем со своими бывшими студентами, после того, как они получили статус официального театра – «Студии театрального искусства».
Можно только удивляться смелости режиссера, выбравшего для постановки неоконченный роман Сергея Лескова – о тихой и неспешной русской жизни 18-го столетия. О благородных помещицах и доморощенных философах, неведомым чутьем умевших отличать правду от кривды.

Все эти почти забытые нравственные тонкости вчерашние студенты играют так, что можно только диву даваться! Спектакль – веское доказательство того, что русский психологический театр еще жив.
 
От спектаклей «большой формы» перейдем к «малой». «Господа Головлевы» – знаменитый роман Салтыкова-Щедрина, увиденный глазами Кирилла Серебренникова. Один из самых мрачных спектаклей – своеобразный полюс к «Захудалому роду». В первом повествуется о жизни духа, во втором – о том, что становится с человеком, если дух его нечист. Режиссерская фантазия Серебренникова, как всегда, безудержна и непредсказуема. Демагога и кровопийцу Иудушку сыграл Евгений Миронов. И на это стоит посмотреть!
 
Донкий Хот. Школа драматического искусства. Фото М. ГутерманаКакая может быть «Маска» без номинации «новация»?
Среди претендентов на нее – «Донкий Хот сэра Вантеса», свободная фантазия художника Дмитрия Крымова, вдохновленного известным романом и рассказавшего с помощью своих студентов историю о том, что Художник неистребим.
Его можно убить и развеять по ветру его наследие, но всегда найдется уборщица Дульсинея, которая, обнаружив грязные обрывки его рукописей, захочет поступить к нему в услужение…
 

Орфей. Театр «Тень», Театр на Таганке. Фото В. ЛуповскогоСреди соперников спектакля Крымова – «Орфей», созданный театром «Тень» вместе с солистами ансамбля Opus Posth. Зал театра «Тень», придуманного и созданного, двумя магами кукольного дела – Майей Краснопольской и Ильей Эпельбаумом – вмещает пару десятков зрителей. Однако в ближайшее время «Орфея» будут играть на малой сцене Театра на Таганке – прекрасный шанс увидеть остроумную интерпретацию мифа об Орфее и понять, почему почти каждый спектакль театра «Тень» получает премию.

 
О других спектаклях будущего фестиваля можно узнать на сайте «Золотой маски» www.goldenmask.ru, а билеты на них продаются с 12.00 до 20.00 в кассах ТЦ «На Страстном».

Отзывы о ««Золотая маска»: Весенний марафон»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

31 августа (пт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 31 августа (пт) | 19:00

Удачный ремейк хита Фоменко.

26 августа (вс) | 18:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 26 августа (вс) | 18:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

7 сентября (пт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 7 сентября (пт) | 19:00

Интеллектуальная комедия о великом немецком философе.

23 августа (чт) | 19:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 23 августа (чт) | 19:00

Блистательная комедия о том, как трудно быть артистом.

13 сентября (чт) | 19:00 | Около дома Станиславского, драма 13 сентября (чт) | 19:00

Пронзительный и нежный спектакль-воспоминание о судьбах послевоенной Германии.

26 августа (вс) | 19:00 | Театр на Малой Бронной, драма 26 августа (вс) | 19:00

Гоголевская комедия про взятки, перенесенная во времена сталинского СССР.

27 августа (пн) | 19:00 | Театр на Малой Бронной, драма 27 августа (пн) | 19:00

Душевный спектакль про любовь и железный занавес.

30 августа (чт) | 19:00 | Около дома Станиславского (Новый зал), драма 30 августа (чт) | 19:00

Философский спектакль о настоящем и будущем сестер Прозоровых.

23 августа (чт) | 19:00 | Театр на Малой Бронной, драма 23 августа (чт) | 19:00

Пронзительная трагикомедия о любви, которой может быть слишком много.

4 сентября (вт) | 19:00 | Театр наций, драма 4 сентября (вт) | 19:00

Ингеборга Дапкунайте в роли князя Мышкина.

19 августа (вс) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 19 августа (вс) | 20:00

Спектакль Игоря Яцко, в котором карточных шулеров играют женщины.

Фестиваль

4 сентября (вт) | 20:00 | Электротеатр Станиславский, драма 4 сентября (вт) | 20:00

Экспериментальная опера-размышление об идеях Спинозы.