«Агулис»
Выставка посвящена творчеству известной армянской художницы Гаяне Хачатурян из коллекции Валерия Ханукаева.
Коллекционер Валерий Ханукаев собирает её произведения, а также архивные материалы и документы, связанные с жизнью и творчеством художницы, свыше 10 лет. Гаяне Хачатурян предстает в этом собрании как уникальная личность, чье творчество неотделимо от искусства Мартироса Сарьяна, Геворга Григоряна (Джотто), Александра Бажбеука-Меликяна, Минаса Аветисяна; Генриха, Роберта и Вагаршака Элибекянов, Сергея Параджанова. Художественный стиль Гаяне вырос из так называемой «тифлисской школы», которая создавалась кругом перечисленных художников и зарождалась в образности тифлисского футуризма (Алексей Крученых и Игорь Терентьев).
В 2008 году при жизни художницы и с ее согласия Валерий Ханукаев создал Международный фонд. Первой акцией фонда стала персональная выставка Гаяне Хачатурян в рамках 53-й Венецианской биеннале, где художница представляла искусство Армении. Фонд постоянно пополняется архивными материалами, осуществляет художественные акции, рассматривающие искусство Гаяне в широком художественном контексте.
Центральное место в экспозиции занимают живописные и графические работы Гаяне Хачатурян разных периодов. Также в проекте представлена фотоэкспозиция известного театрального фотографа Виктора Баженова, посвященная творческим взаимоотношениями Гаяне с кинорежиссерами Сергеем Параджановым, Федерико Феллини, Андреем Тарковским. В пространстве этих фотографий рождается образ старого Тбилиси, показана его художественная жизнь и сама личность Гаяне, неотделимая от древней культуры этого города.
Особое место в экспозиции занимает визуально-акустическая инсталляция «Агулис», созданная художником Владимиром Смоляром и композитором Владимиром Мартыновым и рассматривающая искусство Гаяне как многослойный мир, где классическая форма приходит в естественное согласие с акустической драматургией.
В рамках проекта будет прочитана лекция о творчестве Гаяне Хачатурян и деятельности группы «41°», в которой прослеживается связь искусства Гаяне с авангардными традициями первой четверти XX века.