Афиша выставки Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров в Москве
Впервые в России в одном пространстве будет собрано более 300 предметов из богатейшей иранской коллекции музея Востока: произведения живописи и миниатюры, керамика и стекло, изделия из дерева и художественный металл, ковры и расписные ткани, манускрипты и оружие. Выставка будет дополнена историческими документами из Государственного Архива РФ, экспонатами из фонда Марджани, а также фотоматериалами из Кунсткамеры (МАЭ РАН). Большая часть экспонатов никогда не покидала фонды музея и выставляется впервые.
Экспозиция концептуально поделена на ряд тематических разделов и исследует разные стороны жизни иранского общества XIX – начала XX века: идеологию верховной власти, религиозные практики и народные суеверия, взаимоотношения с иностранцами и воздействие европейской моды, военные традиции и мастерство ремесленников, а также бытовую культуру, в которой современные новшества сочетались с устоявшимися обычаями.
Только в последние десятилетия значимость каджарского искусства, долгое время остававшегося недооцененным, стала осознаваться искусствоведами и сотрудниками музеев, решившимися показать посетителям произведения этого периода. В разные годы выставки прошли в Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1998); Лансе (Лувр-Ланс 2014)), Баку (центр Г. Алиева при участии Тбилисского музея истории Грузии (2019). Первой в этом ряду еще в начале 1970-х гг. стала выставка живописи из собрания Музея Востока (Москва, Государственный музей Востока, 1973).
Коллекция каджарского искусства Государственного музея Востока насчитывает более 1000 предметов искусства и является одной из самых представительных в мире — наряду с собраниями парижского Лувра, музея Виктории и Альберта в Лондоне и Государственного Эрмитажа.
Каджарская династия пришла к власти в Иране в последней четверти XVIII в. после долгой междоусобной борьбы. Правление ее не было безоблачным: кризисные явления в экономике, тяжелые и неудачные войны, территориальные потери и невозможность противостоять европейской колониальной экспансии, социальная напряженность, вылившаяся в кровавые восстания, способствовали тому, что Иран воспринимался как безнадежно отсталая провинция, а каджарский период - как продолжение кризисного XVIII в., ставшего эпохой заката былой славы иранского государства. Однако независимость страны была сохранена, на фоне явственных признаков упадка возникли первые ростки модернизации, а каджарское искусство, в котором ярко отразились две основные тенденции эпохи – интерес к европейским достижениям и преклонение перед собственной историей, эпосом и традициями – заняло свое место в истории мировой культуры.
Произведения каджарского искусства не похожи на изысканные шедевры предшествующих эпох, но в них живет во всех противоречиях породившее их время. Наивные и многозначные, грубоватые и обаятельные, красочные и жизнеутверждающие, они бросают отблеск небывалой роскоши и сказочной фантазии на закатный период иранского средневековья.
Отзывы о «Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров»
Читайте про другие
события
Другие выставки / тематическая выставка
На грани. Искусство гранения и гравировки стекла
В Хлебном доме 18 марта откроется выставка об истории промышленного стеклоделия в России, его развитии и бурном росте в ХХ веке. В экспозиции – более 200 предметов, многие из которых впервые покидают фондохранилище, чтобы стать частью большого выставочного проекта.
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.