Афиша выставки Билл Виола. Путешествие души в Москве
Первая персональная выставка Билла Виолы в России охватывает четырнадцать лет его творчества. Это не отдельный изолированный этап художественной практики, а продолжение исследования тем, волнующих художника с самого начала. В этих работах суммируются его творческие поиски, главный предмет которых – состояние человека, его путешествие в этом мире от рождения до смерти и трансформации, происходящие с его душой. Интерес к человеку привел Виолу к исследованию мирового духовного наследия – христианского мистицизма, исламского суфизма и дзен-буддизма. Путешествуя по миру, он фиксировал визуальные образы, записывал традиционную музыку, наблюдал за влиянием религии на искусство и культуру. С технической точки зрения его поиски касаются постоянного исследования возможностей технологии видео. Создавая свои работы, Виола протестировал все возможные модификации используемого им оборудования. Его творчество развивалось вместе с усовершенствованием медиатехнологий.
Настоящий проект представлен музеем в рамках направления «Пушкинский XXI», специфика которого – стремление связать классическую художественную традицию и современность, открыть для зрителя новый опыт восприятия искусства через эмоции и сопереживание. Творчество Виолы – это ставший уже образцовым пример переосмысления традиционной западной художественной культуры, религиозных образов и метафор в контексте современной повседневности средствами медиаискусства. Кураторы выставки не делают прямых сопоставлений и предлагают зрителям самостоятельно найти иконографические отсылки и мигрирующие образы, пройдя в том числе по залам искусства старых мастеров в музее.
Работы серии «Мираж» (2012) – «Хождение по краю» и «Встреча» – представляют собой созерцательное погружение во «внутренний ландшафт» человеческой души. Две женские фигуры в одной работе и две мужские фигуры в другой движутся навстречу друг другу и затем расходятся на фоне пейзажа пустыни Мохаве в Калифорнии. В этих визуальных повествованиях соединяются восточный спиритуализм и европейская духовная традиция, притчи о передаче женской мудрости от старости к молодости и о мужской инициации как о поиске собственного пути. Одновременно работы отражают величие вечного природного ландшафта, в котором человек соединяется со Вселенной. Впервые образ пустыни появляется у Виолы в работе «Шотт-эль-Джерид: Портрет в тепле и свете» (1979), где художник стремился не только перешагнуть границы восприятия реальности, но также превратить сам акт ви́дения в интеллектуальный опыт.
В серии «Страсти» (2000–2002) Виола показывает, как внутренняя работа человеческой души находит свое внешнее выражение. Иконографически эти произведения отсылают к классике позднего Ренессанса и барокко с их интересом к эмоциям человека, выраженным в световых решениях. Художник здесь работает с понятием возвышенного, которое, по словам французского философа Жана-Люка Нанси, является «не просто чувством в банальном смысле, а эмоцией субъекта на пределе». Благодаря использованию медиатехнологий образы простых людей обретают сакральность: замедленное воспроизведение человеческих эмоций приближает их к барочной живописи, а расположение кадров отсылает к традиционным алтарным композициям. Как и религиозная живопись, произведения Виолы нацелены на восприятие не интеллектуальное, а чувственное. Одна из работ серии, «Покорность» (2001), изображает мужскую и женскую фигуры, которые склоняют головы, печально покоряясь своей участи, все ниже и ниже – до тех пор, пока их лица не коснутся воды. Их образы все время искажаются и деформируются, и в какой-то момент мы понимаем, что это – отражения, а не реальные лица. Две другие работы серии, «Квинтет изумленных» (2000) и «Церемония» (2002), раскрывают человеческие эмоции, предлагая их замедленное детальное воспроизведение. С помощью этого приема Виола выявляет множество микростадий между отдельными узнаваемыми эмоциональными состояниями. Работа «Комната Катерины» (2001) отсылает к религиозной традиции на тему жития святых. Источником вдохновения для нее послужила серия пределл работы мастера сиенской школы Андреа ди Бартоло. Виола сравнивает эту средневековую форму искусства и язык современных медиа – с современной точки зрения они выглядят как раскадровка, а в своих крупномасштабных версиях (фресковых циклах) напоминают художнику тот вид современного искусства, который прямо им наследует, – кино. Главными инструментами и приемами, использованными во всей серии «Страсти», выступают свет, движение, построение композиции – как у старых мастеров.
Лаконичный художественный язык медиаработ Билла Виолы передает весь драматизм человеческих переживаний посредством обращения к стихиям. Этот подход сближает художника с творцами эпохи барокко. Серия «Мученики» (2014), созданная специально для собора Святого Павла в Лондоне, показывает четырех персонажей, проходящих через испытания четырьмя стихиями. Художник трансформирует идею возвышенного, делая ее понятной и эмоционально близкой современной светской аудитории. Виола строит свое художественное высказывание вокруг первоначального значения древнегреческого слова martus (от которого происходит латинское martyr) – «свидетель»: по мнению художника, средства массовой информации превращают нас в пассивных свидетелей чужих страданий.
Серия «Водные портреты» (2013) отсылает к теме воды как границы между нашим и потусторонним мирами. Три героя представленных работ – Глеб, Мэдисон и Шэрон – лежат на дне ручья, под водой, с закрытыми глазами, ни разу не вдохнув. Несмотря на общее спокойствие, работы вызывают противоречивые чувства, так как непонятно, возродятся персонажи к жизни после этого погружения или нет, явь это или сон, и каков предел человеческих возможностей.
Видеоработы серии «Трансфигурации» (2007–2008) – «Невинные» (2007), «Возвращение» (2007) и «Три женщины» (2008) – были сняты при содействии студии Джорджа Лукаса. Герои этих работ выступают из сумеречной зоны и, преодолевая толщу воды, вновь предстающую метафорой границ бытия и небытия, приходят к свету, наполняющему серые размытые силуэты красками и четкостью, – но затем возвращаются назад. Порог между этими двумя мирами – стена воды, которая невидима, пока ее не коснутся или не осветят прожектором. Художник достигает необходимого эффекта благодаря съемке с двух устройств – старой черно-белой камеры слежения и камеры высокой четкости.
Вода и огонь – ключевые образы серии «Тристан» (2005), которая экспонируется в большом пространстве Белого зала, напоминающем своей трехнефной структурой церковное. Работы этой серии выступают своеобразной кульминацией всей выставки, повествуя о самой сильной человеческой эмоции – любви, такой страстной, что она ведет героев к смерти. Обращение к стихии воды является здесь способом передать эту аффектацию: она участвует в ритуале омовения, который готовит героев к перерождению, выступает метафорой удушающей страсти в работе «Обращаясь в свет» и проводником к перерождению в работах «Вознесение Тристана (Звук горы под водопадом)» и «Вознесение Изольды». «Огненная женщина» вводит в повествование другую стихию – разрушительный огонь. Эти работы первоначально являлись частью постановки оперы В.Р. Вагнера «Тристан и Изольда» режиссера Питера Селларса, а затем были перемонтированы в самостоятельные произведения.
Отзывы о «Билл Виола. Путешествие души»
Читайте про другие
события
Другие выставки / тематическая выставка
Ростислав Лебедев. Жесткие склейки
Новый масштабный проект классика неофициального искусства
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.