Афиша выставки Билл Виола. Путешествие души в Москве

Оценка редакции
Выбор редакции

Первая персональная выставка Билла Виолы в России охватывает четырнадцать лет его творчества. Это не отдельный изолированный этап художественной практики, а продолжение исследования тем, волнующих художника с самого начала. В этих работах суммируются его творческие поиски, главный предмет которых – состояние человека, его путешествие в этом мире от рождения до смерти и трансформации, происходящие с его душой. Интерес к человеку привел Виолу к исследованию мирового духовного наследия – христианского мистицизма, исламского суфизма и дзен-буддизма. Путешествуя по миру, он фиксировал визуальные образы, записывал традиционную музыку, наблюдал за влиянием религии на искусство и культуру. С технической точки зрения его поиски касаются постоянного исследования возможностей технологии видео. Создавая свои работы, Виола протестировал все возможные модификации используемого им оборудования. Его творчество развивалось вместе с усовершенствованием медиатехнологий.

Настоящий проект представлен музеем в рамках направления «Пушкинский XXI», специфика которого – стремление связать классическую художественную традицию и современность, открыть для зрителя новый опыт восприятия искусства через эмоции и сопереживание. Творчество Виолы – это ставший уже образцовым пример переосмысления традиционной западной художественной культуры, религиозных образов и метафор в контексте современной повседневности средствами медиаискусства. Кураторы выставки не делают прямых сопоставлений и предлагают зрителям самостоятельно найти иконографические отсылки и мигрирующие образы, пройдя в том числе по залам искусства старых мастеров в музее.

Работы серии «Мираж» (2012) – «Хождение по краю» и «Встреча» – представляют собой созерцательное погружение во «внутренний ландшафт» человеческой души. Две женские фигуры в одной работе и две мужские фигуры в другой движутся навстречу друг другу и затем расходятся на фоне пейзажа пустыни Мохаве в Калифорнии. В этих визуальных повествованиях соединяются восточный спиритуализм и европейская духовная традиция, притчи о передаче женской мудрости от старости к молодости и о мужской инициации как о поиске собственного пути. Одновременно работы отражают величие вечного природного ландшафта, в котором человек соединяется со Вселенной. Впервые образ пустыни появляется у Виолы в работе «Шотт-эль-Джерид: Портрет в тепле и свете» (1979), где художник стремился не только перешагнуть границы восприятия реальности, но также превратить сам акт ви́дения в интеллектуальный опыт.

В серии «Страсти» (2000–2002) Виола показывает, как внутренняя работа человеческой души находит свое внешнее выражение. Иконографически эти произведения отсылают к классике позднего Ренессанса и барокко с их интересом к эмоциям человека, выраженным в световых решениях. Художник здесь работает с понятием возвышенного, которое, по словам французского философа Жана-Люка Нанси, является «не просто чувством в банальном смысле, а эмоцией субъекта на пределе». Благодаря использованию медиатехнологий образы простых людей обретают сакральность: замедленное воспроизведение человеческих эмоций приближает их к барочной живописи, а расположение кадров отсылает к традиционным алтарным композициям. Как и религиозная живопись, произведения Виолы нацелены на восприятие не интеллектуальное, а чувственное. Одна из работ серии, «Покорность» (2001), изображает мужскую и женскую фигуры, которые склоняют головы, печально покоряясь своей участи, все ниже и ниже – до тех пор, пока их лица не коснутся воды. Их образы все время искажаются и деформируются, и в какой-то момент мы понимаем, что это – отражения, а не реальные лица. Две другие работы серии, «Квинтет изумленных» (2000) и «Церемония» (2002), раскрывают человеческие эмоции, предлагая их замедленное детальное воспроизведение. С помощью этого приема Виола выявляет множество микростадий между отдельными узнаваемыми эмоциональными состояниями. Работа «Комната Катерины» (2001) отсылает к религиозной традиции на тему жития святых. Источником вдохновения для нее послужила серия пределл работы мастера сиенской школы Андреа ди Бартоло. Виола сравнивает эту средневековую форму искусства и язык современных медиа – с современной точки зрения они выглядят как раскадровка, а в своих крупномасштабных версиях (фресковых циклах) напоминают художнику тот вид современного искусства, который прямо им наследует, – кино. Главными инструментами и приемами, использованными во всей серии «Страсти», выступают свет, движение, построение композиции – как у старых мастеров.

Лаконичный художественный язык медиаработ Билла Виолы передает весь драматизм человеческих переживаний посредством обращения к стихиям. Этот подход сближает художника с творцами эпохи барокко. Серия «Мученики» (2014), созданная специально для собора Святого Павла в Лондоне, показывает четырех персонажей, проходящих через испытания четырьмя стихиями. Художник трансформирует идею возвышенного, делая ее понятной и эмоционально близкой современной светской аудитории. Виола строит свое художественное высказывание вокруг первоначального значения древнегреческого слова martus (от которого происходит латинское martyr) – «свидетель»: по мнению художника, средства массовой информации превращают нас в пассивных свидетелей чужих страданий.

Серия «Водные портреты» (2013) отсылает к теме воды как границы между нашим и потусторонним мирами. Три героя представленных работ – Глеб, Мэдисон и Шэрон – лежат на дне ручья, под водой, с закрытыми глазами, ни разу не вдохнув. Несмотря на общее спокойствие, работы вызывают противоречивые чувства, так как непонятно, возродятся персонажи к жизни после этого погружения или нет, явь это или сон, и каков предел человеческих возможностей.

Видеоработы серии «Трансфигурации» (2007–2008) – «Невинные» (2007), «Возвращение» (2007) и «Три женщины» (2008) – были сняты при содействии студии Джорджа Лукаса. Герои этих работ выступают из сумеречной зоны и, преодолевая толщу воды, вновь предстающую метафорой границ бытия и небытия, приходят к свету, наполняющему серые размытые силуэты красками и четкостью, – но затем возвращаются назад. Порог между этими двумя мирами – стена воды, которая невидима, пока ее не коснутся или не осветят прожектором. Художник достигает необходимого эффекта благодаря съемке с двух устройств – старой черно-белой камеры слежения и камеры высокой четкости.

Вода и огонь – ключевые образы серии «Тристан» (2005), которая экспонируется в большом пространстве Белого зала, напоминающем своей трехнефной структурой церковное. Работы этой серии выступают своеобразной кульминацией всей выставки, повествуя о самой сильной человеческой эмоции – любви, такой страстной, что она ведет героев к смерти. Обращение к стихии воды является здесь способом передать эту аффектацию: она участвует в ритуале омовения, который готовит героев к перерождению, выступает метафорой удушающей страсти в работе «Обращаясь в свет» и проводником к перерождению в работах «Вознесение Тристана (Звук горы под водопадом)» и «Вознесение Изольды». «Огненная женщина» вводит в повествование другую стихию – разрушительный огонь. Эти работы первоначально являлись частью постановки оперы В.Р. Вагнера «Тристан и Изольда» режиссера Питера Селларса, а затем были перемонтированы в самостоятельные произведения.

Отзывы о «Билл Виола. Путешествие души»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие выставки / тематическая выставка