Афиша выставки Томас Сарасено «Движущие атмосферы» в Москве
Инсталляция для «Гаража» продолжает многолетние опыты по освоению неба и увлечение Сарасено проектированием воздухоплавательных аппаратов. По убеждению Сарасено, именно воздушное пространство может стать новой средой обитания человека будущего, а сама миграция в небо должна произойти без использования ископаемого топлива и стимулировать рождение качественно новых, кажущихся сегодня лишь утопическими, отношений между людьми, а также между человеком и природой.
Уже более десяти лет проекты Сарасено посвящены созданию нового образа мира — «мира без капитализма, патриархата, выбросов углекислого газа и потребительского отношения к планете, мира новых отношений с окружающей средой, без ископаемого и сжигаемого топлива, гелия, водорода, солнечных панелей и батарей». Сарасено предлагает представить новую эпоху, которую он называет эпохой аэроцена. Художественной и научной разработкой идей для аэроцена занимается одноименное междисциплинарное сообщество, объединяющее специалистов со всего мира. Аэроцен должен прийти на смену антропоцену, нынешней геологической эпохе, отмеченной крупными экологическими потрясениями, в которой капиталистическая деятельность отдельных людей и корпораций стала главным двигателем изменений окружающей среды и климата на Земле.
Инсталляция Сарасено — один из многих шагов на пути к воплощению идеалов аэроцена. Парящая в воздухе полузеркальная сфера — образ одной из сотен воздушных сред обитания будущего (отсюда множественное число в названии), которые должны заполнить небо и в которые должен переселиться человек. Новые среды жизни Сарасено это еще и средства передвижения: они движимы ветром, они — движущиеся по миру, движущие нас вместе с ними. В рамках сотрудничества с «Гаражом» Сарасено впервые в своей практике работает с новым материалом — прозрачной и чрезвычайно износостойкой пленкой на основе ETFE-полимера, созданного для космической промышленности. Использование этого материала превращает скульптуру в рабочий прототип воздушного шара, способного осуществлять аэросолнечные полеты по Земле — только при помощи солнечного тепла и силы ветра.
В конце 1970-х французский Национальный центр космических исследований, в арт-резиденции которого в 2012 году работал Томас Сарасено, начал проводить запуски инфракрасных монгольфьеров (montgolfière infrarouge, MIR) в верхние слои атмосферы. Внешний вид этих воздухоплавательных аппаратов, способных совершать дальние перелеты на высоте от 20 до 40 километров и также разработанных с использованием ETFE-полимера, — результат многолетних научных разработок Центра. Оболочка этих монгольфьеров выполнена из двух ультралегких материалов — зеркальной и прозрачной пленки. Зеркальная часть отражает солнечную радиацию и не позволяет аэростату перегреваться в течение дня, а прозрачная поддерживает температуру внутри шара ночью, пропуская инфракрасное излучение от поверхности земли. Инсталляция «Движущие атмосферы» — это уменьшенная модель тех самых воздухоплавательных аппаратов.
В российском контексте «Движущие атмосферы» оказываются созвучны визионерским идеям русских космистов, которые предвещали скорое переселение за пределы Земли, а также самым смелым архитектурным концепциям советского авангарда, которые предлагали людям, зданиям и целым городам взлететь. Главный русский космист Николай Федоров считал, что музей находится в фундаментальном противоречии с идеей прогресса, и стремился объединить пространство жизни и пространство музея. В творчестве Сарасено прослеживается аналогичное утопическое построение, поскольку его работы имеют прагматическое измерение, и именно музей становится той площадкой, где идеи художника обретают горизонт воплощения.
Отзывы о «Томас Сарасено «Движущие атмосферы»»
Читайте про другие
события
Другие выставки / тематическая выставка
На грани. Искусство гранения и гравировки стекла
В Хлебном доме 18 марта откроется выставка об истории промышленного стеклоделия в России, его развитии и бурном росте в ХХ веке. В экспозиции – более 200 предметов, многие из которых впервые покидают фондохранилище, чтобы стать частью большого выставочного проекта.
Калязин. Фрески затопленного монастыря
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет новую экспозицию «Калязин. Фрески затопленного монастыря», посвященную результатам многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.