Афиша выставки “Мы храним наши белые сны”. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. в Москве

Оценка редакции

Проект «“Мы храним наши белые сны”. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969»* — представит работы, свидетельствующие о жизни, творчестве и личной трагедии людей, чьи авторские поиски были тесно связаны с мистическими практиками, «сверхчувственным» познанием мира, тайным знанием, закрытыми сообществами и часто исходом на советский Восток в поисках истины и лучшей доли.

Проект стал результатом масштабного исследования, проведенного командой Музея «Гараж» совместно с художественным критиком Алексеем Улько (Самарканд) и художницей Александрой Сухаревой (Москва/Дубна).

Выставка, объединившая более 150 произведений искусства, различных артефактов и архивных свидетельств, представляет собой подробно документированный рассказ о практиках людей, состоявших в тайных обществах и закрытых кружках либо разрабатывавших свои индивидуальные творческие проекты, вдохновленные фантазийными и эзотерическими поисками. Многие носители «тайного знания» столкнулись со сталинским террором — люди погибали, оказывались в лагерях, отказывались от убеждений, утрачивали свои архивы.

Механика сохранения и распространения «тайного знания» во многом определяет структуру выставки, которая развивается в символическом повторяющемся цикле «расцвет–изгнание»: от многообразия эзотерических практик в дореволюционную эпоху до ссылок и расстрелов 1930–1940-х, от духовного возрождения на советском Востоке, в Центральной Азии в 1920-х, где по разным причинам оказались многие представители художественной интеллигенции, до последовавших вскоре и там арестов и «тишайшего» творчества после.

Искусство, представленное на выставке «Мы храним наши белые сны», живет как будто по краям, в стороне от свершений модернизма и советского радикального авангарда в частности, в сознательно тайном и невидимом режиме (в том числе и для специалистов), поскольку оно представляло собой не эстетический эксперимент, а артефакт, свидетельствующий о духовном откровении. Не менее важна для выставки логика документа — благодаря усилиям исследовательской команды, в течение двух лет работавшей с публичными и частными архивами, удалось восстановить по уголовным делам и протоколам обыска несколько казавшихся полностью утраченными художественных биографий, например, Риммы Николаевой, художницы и участницы антропософского сообщества.

Личные и творческие судьбы складываются в сложную карту прямых или опосредованных контактов между героями выставки: участие не только в антропософском движении (которое играло в культурной жизни дореволюционной России довольно существенную роль, в первую очередь благодаря верным последователям Рудольфа Штайнера — Андрею Белому, Маргарите Сабашниковой и другим), но и в иных духовных кружках и объединениях — часто один человек мог участвовать в трех или четырех — создавало систему искренних дружеских и творческих отношений, которые продолжались и в ссыльных скитаниях.

Произведения Александры Сухаревой не вмешиваются в основной нарратив выставки и не составляют диалога с произведениями Андрея Белого, Аси Тургеневой, Даниила Степанова или кого-либо еще. Проект Сухаревой — «Криста. Аргирис. Юдора» — актуализирует эзотерический опыт, допускает его присутствие в музее и гарантирует зрителю возможность буквального индивидуального переживания «тайной» истории русского искусства ХХ века.

Архитектура проекта, созданная бюро Grace, отсылает к экспозиционной практике итальянского архитектора и дизайнера Карло Скарпы и представляет собой комбинацию из трех типов выставочных пространств — «храма», «архива» и «музея», — с разным наклоном повесочных поверхностей, обтянутых гофрированной тканью. Эти три типа экспозиционных модулей в определенной степени суммируют опыт исследовательских усилий и отражают неканонический ход истории искусства, альтернативный основным магистралям модернизма и возрождающий интерес к эзотерическим практикам и формам жизни «тайного знания».

Перформативная часть выставки, связанная с эзотерическими телесными и танцевальными практиками, включает в себя выступления анонимной платформы ВАСЯБЕГИ (Москва), часть перформансов которой отсылает к теории «четвертого пути» Георгия Гурджиева, и перформансы эвритмистки Мартье Брандсма (Нидерланды/Швейцария), интерпретирующей идеи основанной Рудольфом Штайнером школы эвритмии.

Отзывы о «“Мы храним наши белые сны”. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве.»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие выставки / тематическая выставка