Афиша выставки «Гипноз пространства» в Москве

Оценка редакции

Когда не было ни 3D-анимации, ни компьютерных игр, ни виртуальной реальности людям все равно хотелось визуализировать невозможные пространства и миры. Так появилась воображаемая (бумажная) архитектура — прекрасная, но существующая только как двухмерное изображение. Её изобретателем считается Джованни Баттиста Пиранези, чья гравюра «Ихнография, или План Марсова поля в античные времена» (1757) открывает выставку. Однако большая часть экспозиции — посвящение все-таки трехмерной воображаемой архитектуре. Если конкретно — сценическим декорациям эпохи барокко. Тогда сложно устроенные, часто механизированные и всегда невообразимые виды дворцов и соборов украшали постановки, особенно оперные, по мотивам древней истории и мифологии.

Фантазии барачных декораторов, по мнению создателей выставки (куратора Сергея Хачатурова и архитектора экспозиции Степана Лукьянова, художника «Электротеатра Станиславский»), — прямые праобразы сегодняшней виртуальной реальности. Доказывают это не только сопоставлением тем, волновавших классиков барокко и современных авторов, —несвободы и веры, созидания и разрушения, праздников и утрат. Так, посетители попадают в зал «Кибербарокко», где персонажи компьютерных игр гармонично существуют в мире барочных пещер, замков, тайников и сокровищниц.

Полное название выставки: «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня»

Отзывы о ««Гипноз пространства»»

gr28081959 29 июля 2018, 11:26

Сегодня прочитала анонс выставки:
«8 августа в Главном доме Театрального музея им. А.А. Бахрушина откроется выставка «Иллюзия театра», приуроченная к 200-летию открытия Театра Гонзаги в Архангельском.
Театр Гонзаги был создан итальянским художником и декоратором Пьетро ди Готтардо Гонзаго /Гонзага/ (1751 – 1831) по заказу владельца усадьбы князя Николая Борисовича Юсупова и является на сегодняшний день одним из немногих в мире старинных театров, не затронутых поздними реконструкциями".
А 24 июля я впервые услышала это имя – на вернисаже, посвященном открытию выставки-инсталляции «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня» в Екатерининском зале Большого дворца музея-заповедника «Царицыно».
Вот такое интересное совпадение!!!
Лучшим символом «Гипноза пространства», по мнению устроителей выставки, является театр и архитектура сцены. И именно им она и посвящена.
Экспозиция размещена в одиннадцати залах, движение по которым можно уподобить прогулке внутри спектакля.
Эта выставка – спектакль-путешествие по мирам воображаемой архитектуры в девяти актах.
С увертюрой и эпилогом.
"Искусствовед Сергей Хачатуров создал выставку-инсталляцию, которая служит декорацией к спектаклю во многих частях – действу, посвященному зодчеству и театру, а также идее подобия здания целому миру и формирования образа мироздания в каждом конкретном объекте".
Увертюрой выставки служит павильон с загадочными планами Рима. Это киберреальность XVIII века. Ее создал Двованни Баттиста Пиранези.
А вот после увертюры «Марс атакует», зрителю предложено пройти через коридор графики Пьетро ди Готтардо Гонзаги (!!!), который считал, что главное в театре – это сценография – «музыка для глаз»!!! Что именно «режиссура пространства» вызывает у зрителей «лавину эмоций». А уж потом идут игра актеров, музыка и танцы.
На выставке представлены графические листы Пьетро ди Готтардо Гонзаги, идеолога «театра архитектуры», чистый образец которого был продемонстрирован в 1818 году в театре князя Юсупова в Архангельском. Представление состояло из 12 смен декораций (из них сохранились четыре – «Римский Храм», «Таверна», «Тюрьма», «Малахитовый зал»).
За коридором Гонзаги идет самый большой раздел выставки - это «Opera Seria» («Серьезная опера»), расположенный в ажурных конструкциях коридоров-ширм.
«Opera Seria» состоит из трех сцен (залов) - «Восторг», «Кибербарокко» и «Видеобатл».
Во всех залах выставки выстраиваются мосты между культурой XVIII века и нашим временем, так в зале «Кибербарокко» посетители становятся участниками постинтернетовской игры, попадая в придуманный молодым художником Владимиром Карташовым лабиринт из фигур-обманок. Сам лабиринт вдохновлен образами компьютерных игр. А они в свою очередь — парафраз темы старинных сценических иллюзий с пещерами, замками, тайниками и сокровищницами».
В зале «Храм» представлены многие артефакты масонского культа, а также астрономические атласы, аллегории стихий и даже таблицы расстояний земной поверхности.
Дальше идет «Волшебный фонарь», где на примере анимации Андрея Хржановского и бумажной архитектуры СССР можно увидеть, как планшеты, кулисы, раздвижные полочки сцены регулируют жизнь строящих свои иллюзии людей.
Зал «Темницы» - здесь зрителям дано почувствовать «рождение ужаса только «осязающим глазом», без истории и действующих лиц.
Залы «Павильон» и «Руина» вовлекают зрителей в странствия по сценическим мирам, по дорожкам усадебных садов и парков.
В разделе экспозиции «Машинерия праздника» представлены разные сюжеты о том, из каких составляющих собирались эмоции. И почетным гостем здесь является оперный сериал «Сверлийцы» Электротеатра Станиславский, задуманный его создателями как диалог со старинным театром.
Эпилогом экспозиции является инсталяция – два офорта Александра Бродского и Ильи Уткина «Театр» и «Театр без сцены», или Блуждающий зритель». А под ними – бетонная «Книга отзывов» Артема Филатова со странным изречением на развороте...
Я глубоко убеждена, что знакомство с выставкой ОБЯЗАТЕЛЬНО надо начинать с экскурсии Сергея Хачатурова - тонкого ценителя готического искусства, знатока итальянской гравюры, большого любителя театра и знатока актуального современного искусства!!!
Можно скачать аудиогид (https://izi.travel/ru/457d-vystavka-gipnoz-prostranstva-voobrazhaemaya-arhitektura/ru#ab52-znakomstvo/ru), который также поможет понять, на что надо обратить внимание (на выставке очень подробная информация размещена на стендах, но сначала прочитать, потом увидеть – это одно, а когда ты смотришь, а тебе подробно все рассказывают, совсем другое восприятие)!!!
И еще рекомендую послушать интервью Сергея Хачатурова в эфире радио «МедиаМетрикс» (https://radio.mediametrics.ru/ArtKapital/58057/).
Мне, скажу честно, было сложно, я была совершенно "не в теме". Поэтому и советую как следует подготовиться к походу на эту интереснейшую выставку. Она стоит того, чтобы ее увидеть!!!
В основу моего рассказа о выставке легла очень подробная информация, размещенная во всех ее залах и «конспект» рассказа о ней куратора Сергея Хачатурова, с которым я умудрилась пройтись по ней аж дважды за вечер!!!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Другие выставки / инсталляция