В центре ArtPlay обещают открыть самый большой в России мультимедийный выставочный зал с двумя проектами.

Как всегда, первыми в ход идут цифры: 2000 кв. м. — общая площадь мультимедийного центра, 1000 кв. м. — площадь всех экранов, 70 проекторов, во время одного сеанса будут демонстрироваться 1000 картин из 20 мировых музеев. Если вас еще не впечатлили эти данные, а хочется понять по существу, стоит ли игра свеч (и довольно большой входной платы), здесь мы вынуждены констатировать — такого рода шоу окончательно и бесповоротно завоевывают мир. Даже Лувр признал, что с новыми интерактивными путеводителями (когда произведение всплывает на твоем девайсе) посетители почти перестали смотреть на реальные картины.

Рецепт удачного мультимедийного зрелища уже обкатан в том же ArtPlay на проекте «Ван Гог. Ожившие полотна». Это, во первых, узнаваемые, хитовые картины (эдакие арт-бренды). Во-вторых, как можно более масштабные экраны, где всплывают то общие виды, то эффектные фрагменты живописных холстов. Необременительные аннотации из школьного курса по истории мировой культуры. Но главное здесь не научные открытия (хотя при входе в зал обещают развернуть историческое повествование). Главное — эффект узнавания и наслаждения экранной картинкой.

Первый проект в новом центре — «От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты» — реальный пир для глаз. По крайней мере, так о выставке отзывались в Петербурге, где ее показали в ноябре прошлого года. Эффект вхождения внутрь легендарных пейзажей и натюрмортов, воплотившихся в 3D с помощью оборудования Sensory 4, — предмет особой гордости организаторов. Говорят, вы испытаете те же чувства, что охватывали современников импрессионистов при взгляде на картины. А они переживали настоящий шок, ошеломление от яркости и буйства красок. Окончательному погружению служит музыка того времени — произведения Равеля, Оффенбаха, Дебюсси. Помимо классической музыки звучат хрестоматийные «парижские» мелодии и песенки, которые переносят нас в атмосферу Монмартра и Монпарнаса конца XIX века. Всего мы увидим работы девяти французов. Помимо Клода Моне и Поля Сезанна, вынесенных в название, здесь представлены Эдуард Мане, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар, Анри де Тулуз-Лотрек, Поль Синьяк и малоизвестный у нас Анри Эдмон Кросс — один из создателей пуантилизма.

Та же цифра 9 определяет состав и второй проекта «Великие модернисты. Революция в искусстве». Девять слишком разных и неоднозначных мастеров, которых объединяет то, что они творили уже после импрессионистов. Здесь главная тема — уход художников-модернистов в свой мир. Гоген, как известно, живописал экзотику Таити. Густав Климт растворял эротические образы в византийском декоре, Кандинский искал духовное в абстракции, а Малевич вообще посчитал геометрию заменой природы и человека. Плюс еще миры Анри Руссо, Анри де Тулуз-Лотрека, Густава Климта, Поля Синьяка, Эдварда Мунка, Амедео Модильяни. Такое ощущение, что попал на самый дорогой аукцион планеты — собраны те персонажи, за которыми гоняются коллекционеры и без кого сегодня не может открыться ни один приличный музей.