Каждое третье воскресенье месяца больше 50 музеев и галерей Москвы объявляют свободный вход для всех желающих. «ВД» изучает весь список и выбирает самые интересные из выставок, которые можно посетить бесплатно. Для третьего воскресенья ноября, 16.11.2014, мы рекомендуем четыре выставки — каждая из них так или иначе связана с историей нашей страны или ее столицы.

Моя история. Рюриковичи (604645)
Вы можете изменить этот текст

Главным бесплатным проектом грядущего воскресенья наверняка станет выставка-блокбастер «Рюриковичи», недавно открывшаяся в Центральном Манеже. Говоря языком киноиндустрии, ее называют «приквелом» такого же грандиозного проекта «Романовы», который в прошлом году в Манеже увидели больше 300 тысяч человек. «Рюриковичи» рассказывают предысторию того, о чем повествовали «Романовы». Рассказывают причем языком самых современных технологий. Первые 700 лет русской истории, от языческих времен до Годунова, представлены экспозицией, занявшей 4000 квадратных метров, над созданием которой полгода работали 150 человек. Теперь можно осматривать древнерусские города, меняя на сенсорных панелях угол обзора и музыкальное сопровождение, любоваться «ожившими» портретами правителей, военачальников, князей, а особо важные исторические моменты освежать в памяти в специальных видеозалах: для выставки снято четыре научно-популярных короткометражки. Ценные исторические артефакты среди экспонатов тоже присутствуют: из Троице-Сергиевой лавры в Манеж доставлены личные вещи Сергия Радонежского, а также икона с частью мощей преподобного. Статью о выставке читайте здесь.

Космический символ столицы (605355)
Вы можете изменить этот текст

В ноябре 1964 года, к семилетию запуска первого искусственного спутника Земли, в Москве был открыт монумент, который стал одной из главных достопримечательностей Выставки достижений народного хозяйства, рядом с которой он расположился, и символом успехов Советского Союза в космической промышленности, «Космическим символом столицы». Речь о памятнике «Покорителям космоса». Над проектом гигантской стелы работали один из архитекторов Московского Планетария Михаил Барщ, архитектор Александр Колчин и скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский. Монумент Покорителям космоса стал самой известной работой Файдыш-Крандиевского. Изначально идея памятника принадлежала именно ему: скульптор, прочитав дневники Циолковского, настолько проникся идеями освоения космоса, что выступил с идеей поставить памятник ученому в Калуге и стал его автором. В конкурсе на проект монумента в Москве Файдыш-Крандиевский участвовал с теми же архитекторами, с которыми работал в Калуге. Комиссия выбрала их проект из 350 представленных вариантов. В процессе работы проект был немного изменен: сначала его предполагалось выполнить из полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри, а ракета должна была взлетать строго вертикально. В итоге по предложению Сергея Королева было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла титана, высота памятника выросла в два раза, и установлен он был не на Ленинских (ныне — Воробьевых) горах, а на ВДНХ. Историю появления «Космического символа столицы» рассказывает выставка к 50-летию с его открытия, недавно начавшая работу в Музее космонавтики.

Юрий Еремин. Старая Москва, избранное (603384)
Вы можете изменить этот текст

Внебрачный сын донской казачки и художника-итальянца, приехавшего в станицу расписывать храм, Юрий Еремин (1881–1948) родился в станице Казанской Области войска Донского. Учился, путешествуя по Австрии, Италии, Франции, Германии. В парижской Сорбонне посещал классы философии, в Академии Родольфо Жюлиана — академического рисунка. Но в первую очередь Еремин изучал фотографию (в России — у лучших фотографов того времени) и стал одним из главных мастеров пикториализма, стиля съемки и печати фотографий, максимально близкого изобразительному искусству. Пикториалистическое фото оказалось противопоставлено документальному не только в том, что касается стиля получавшихся изображений, но и в выборе тем для съемки. Юрий Еремин зарисовывал и фотографировал исторические памятники Москвы и России, преподавал во ВХУТЕИНе, Политехническом, МАРХИ, выпускал альбомы фотографий, в том числе о Москве, был постоянным участником выставок — и постоянным объектом критики. После того как в 1936-м пикториальную фотографию объявили «буржуазной», он, один из немногих, продолжал заниматься ею (снимки печатал тайком, закрывшись в ванной комнате коммуналки). Выставка в Мультимедиа Арт Музее — в первую очередь о Еремине как фотографе и художнике, и в то же время — о старой Москве, такой, какой он ее видел и показывал зрителю.

Дворец во дворце. Скульптура Останкина в Оперном доме Царицына (605352)
Вы можете изменить этот текст

Музей Останкино, что на территории бывшей подмосковной усадьбы графов Шереметевых, с 2013-го закрыт на реконструкцию. Покуда специалисты трудятся над реставрацией единственного в мире деревянного дворца-театра — окончание работ планируют только к концу 2016 года — коллекцию шедевров скульптуры из Останкино перевезли в Царицыно. Тут только что открылся после реконструкции так называемый Оперный дом. Это название у строения появилось в XIX веке. Когда-то он назывался Средним дворцом: здание с белокаменным ажурным декором архитектор Баженов строил в Царицыне вместе с другими двумя дворцами для Екатерины II, в 1784 году все работы были остановлены. Сейчас в свежеотреставрированном Оперном доме можно увидеть коллекцию Шереметева. Среди прибывших в Царицыно 126 предметов искусства — несколько подлинных антиков («Гигейя», «Козочка», головка Афродиты), копии античных скульптур, выполненные в XVIII веке французскими и итальянскими скульпторами (Э. М. Фальконе, Ж. Б. Пигаль, Ж. А. Гудон, С. Л. Буазо), и произведения мастеров XIX века, попавшие в Останкино уже после смерти графа.