Пока Московский зоопарк отмечает 150-летие масштабным ремонтом, в «Рабочем и колхознице» к его юбилею открылась большая выставка. Похоже, сейчас посещение этой экспозиции может оказаться увлекательнее визита в сам зоосад.

«Официальное открытие зоопарка состоялось 12 февраля (31 января по новому стилю) 1864 года. Царское правительство выделило под строительство зоопарка землю на окраине Москвы вокруг Пресненских прудов, а также 10 тысяч рублей золотом. В первый год работы зоосад посетило 200 тысяч человек», — сообщает один из первых стендов большой выставки под «Рабочим и колхозницей» на ВДНХ.

В этом году Московский зоопарк празднует 150-летие. В самом зоосаду юбилей отмечают под рев эскаваторов: идет реконструкция («уже построили детскую площадку и открыли новую выставку змей», — сообщает РИА Новости). В планах — благоустройство всей старой территории и строительство еще одного пешеходного моста через Большую Грузинскую, с башенками, — чтобы «увеличить пропускную способность» и «упорядочить движение посетителей». Пока и с тем и с другим в зоопарке не очень: все перерыто. Зато юбилейная выставка на ВДНХ получилась отличная.

Экспозиция «Как построить зоопарк?», занявшая практически все пространство выставочного центра, — совсем не только о том, как строился зоосад. Тут рассказы об «этапах жизни» зоопарка, воспоминания сотрудников, фото- и видеосвидетельства, архивные и современные, плюс — многообразная коллекция занимательных фактов, интерактивные программы для детей и взрослых, выставка анималистики и скульптуры, перформансы, игры, квесты.


«У нас секции отдельные, отделы разные, названия — слоновник, бегемотник. Раньше коммутатор был телефонный, и вот мы поднимаем трубку и говорим: «Бегемота».

Из воспоминаний сотрудников зоопарка


Первый этаж выставочного центра, с которого стоит начинать осмотр, отдан рассказу о том, как начинался Московский зоопарк и какие изменения — вместе с изменениями в городе и стране — он пережил. Инсталляции, страницы из архивных книг и альбомов, чертежи соседствуют с фотоснимками и кадрами видеохроники. Большой стенд, например, сообщает о том, что Александр II подарил зоопарку слона, Александр III — белых медведей, а А.П. Чехов — мангуста. Еще один, рядом, — инфографика «300 первых животных Московского зоопарка», от носорога и верблюда до беркутов и журавлей.


«Конец 80-х — начало 90-х — это было самое трудное время. Корма нормального для животных не было (...) Зарплаты были маленькие, но мы бежали на рынок и покупали что-то самым нежным животным — обезьянам, очковым медведям, им нужны хорошие фрукты. Потом на нас обратили внимание, началась реконструкция».

Из воспоминаний сотрудников зоопарка


Раздел «Павильоны зоопарка. Прошлое и настоящее» — о том, что помещение для обезьян, сейчас — высокая галерея, в 1911-м больше напоминал деревянную избу с резными наличниками, а слоновник, выстроенный в 1894-м, как и новая его версия, похож на восточный дворец. Оказывается, в Первую мировую на территории зоопарка был открыт лазарет, в 30-е многие сотрудники были репрессированы, в годы Великой Отечественной, хотя и было непросто, зоопарк не закрывался ни на один день — самым тяжелым временем после этого оказались 80–90-е годы прошлого века. О том, как зверей кормили принесенными из дома продуктами, или, звоня по «внутреннему» телефону, просили «Бегемота», говорят сами сотрудники зоопарка — их воспоминания от первого лица, напечатанные на небольших «листовках», — повсюду на выставке.


«Учетно-биологическая карточка.

Наименование: Русское — львица; кличка: Кинули. Из воспоминаний К.С. Смирнова: «У супруги льва Цезаря — наследница, которую мать почему-то отказывается кормить, а отец вообще игнорирует. «Кинули», — говорит дядя П.А. Мантейфель. «Кинули», — с возмущением повторяет Верочка Чаплина и забирает беспризорницу домой. И русский глагол, написанный с большой буквы, становится собственным именем маленькой львицы».


На следующем уровне — истории о «кухне» зоопарка в прямом и переносном смысле. Работники звериной «столовой», ветеринары и смотрители рассказывают о том, как происходят кормление и лечение питомцев (оказывается, в зоопарке ведется специальная Книга рационов), как у них появляются имена (особенно трогательна история о львице по кличке Кинули). Похожая на произведение современного искусства «бодалка» из пней и цепей нужна, чтобы рогатые животные «чесали рога»; живые елки, не распроданные после Нового года, в зоопарк свозят для игр и питания зверей (запаса хватает до середины лета).


«Из «Книги рационов» Московского зоопарка (2009):

Пауки, скорпионы, телифоны, фрины и сколопендры

Наименование корма/количество (г, сутки на 1 экз.): сверчки или тараканы — 15; или: саранча — 8; мыши сут., шт. — 4».


Напротив мрачноватого видео «Сны животных» (это уже действительно работа современных художников, медиаинсталляция Максима Свищева, Александра Леонова и Ольги Гайдамак) — один из самых увлекательных разделов выставки, посвященный побегам зверей из неволи. «Несколько лошадей, сбежав из зоопарка, сбились в табун и смогли добраться до сквера возле Большого театра, где были задержаны»; «Злоумышленник ночью открывал клетки с птицами в выездной секции, но был атакован гусем»; «Взрослый самец орангутана вышел из клетки и от испуга устроил разгром в корпусе приматов», — кажется, эти истории могли принадлежать перу Зощенко или Ильфа и Петрова.


«Бежавший из зоопарка полоз жил в дровах под окнами начальника районного отдела милиции; в теплые дни заглядывал к нему в окно, из-за чего начальник всегда держал на столе наган, но от предложений работников зоопарка поймать полоза отказывался, опасаясь за сохранность дров».

Из раздела о побегах животных


Отдельно рассказывается о профессиях работников зоопарка, от билетера и уборщика до артиста и художника. Кстати, о последних: на выставке есть разделы, отданные работам художников и скульпторов-анималистов, фотографов, снимающих животных и артистов, их «копирующих» (перформанс танцоров contemporary dance Александры Портянниковой и Евгения Панкратова — танец, ставший итогом «общения» человека и зверей и изображающий их повадки).


«Козерог бежал из карантина. На Большой Грузинской зашел в парикмахерскую и, увидев свое отражение в зеркале, разбил его. Был задержан зоотехником и ветеринаром».

Из раздела о побегах животных


Архивные афиши и плакаты зоопарка, медали, памятные монеты и значки, исторический раздел о КЮБЗе — Кружке юных биологов зоопарка, трудившихся там наравне со взрослыми, «Рассказы в картинках» Николая Радлова и компании из журналов «Чиж» и «Еж» и одноименной десятки раз переизданной книги, интерактивный раздел «КосмоЗоо» по мотивам книг Булычева, где надо придумывать зверей для «зоосада будущего» — зайдя на выставку, невозможно оставить ее через час и даже два.


«1936. В «Правде» статья «Сумбур вместо музыки» по поводу оперы Шостаковича «Катерина Измайлова». Мы, зоопарковские, зовем теперь зебру «Сумбур вместо лошади».

К.С. Смирнов, из КЮБЗовского архива


Организаторам, собравшим воедино столь разную информацию о Московском зоопарке и его питомцах, удалось построить экспозицию так, что интересна она и детям, и взрослым. При этом, поднимаясь от уровня к уровню, все больше видишь улыбающихся лиц и чаще слышишь, как посетители обмениваются мнениями. Пока в самом зоопарке спущены пруды и строится мост с башенками, «Как построить зоопарк?» — хорошая альтернатива.