5 выставок, которые надо посетить в марте: «Сюрреализм и livre d’artiste», Эрвин Блюменфельд в рамках «Фотобиеннале 2014», «Церковная деревянная скульптура XVII—XIX веков», «Энди Уорхол: Десять знаменитых евреев ХХ века», выставка уличного художника Паши 183.

Сюрреализм и livre d’artiste

Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, до 18 мая

Хоан Миро. Бумага, литография, 42×66 см

Выставка в Отделе личных коллекций ГМИИ представляет более 400 графических работ из 60 важнейших изданий в жанре livre d’artiste, в котором книги выпускаются ограниченным тиражом и издаются в высочайшем полиграфическом качестве, со специально выполненными иллюстрациями и подобранными шрифтами. В экспозиции — сюрреалистические произведения Сальвадора Дали, Андре Массона, Роберто Матта, Хоана Миро, Пабло Пикассо, Леонор Фини, Макса Эрнста и других художников ХХ века.

По словам организаторов выставки, так широко сюрреалистические произведения художников прошлого века (в экспозиции — работы, созданные с 1924 по 1980 годы) в Пушкинском музее показываются впервые. Выставка действительно большая, на ее посещение стоит планировать по крайней мере пару часов — работы сопровождают интересные пояснения, рассказывающие и о художнике, выполнившем иллюстрацию, и о книге, для которой она сделана.

Андре Массон. Бумага, цветной офорт с акватинтой, 46×35 см

Энди Уорхол: Десять знаменитых евреев ХХ века

Еврейский музей и Центр толерантности, до 9 апреля

В Еврейском музее сейчас работает одна из самых интересных выставок сезона: серия портретов, на которых Энди Уорхол, называемый иконой поп-арта, изобразил знаменитых евреев ХХ века. Эта серия появилась после того как нью-йоркский галерист Рональд Фельдман (тоже, кстати, еврей по происхождению) предложил Уорхолу сделать серию портретов американских президентов. Художник тогда решил, что знаменитые евреи будут продаваться лучше — так и появилась серия. Портретов всего десять: Сара Бернар, Луис Брандайс, Мартин Бубер, Джордж Гершвин, Франц Кафка, Братья Маркс, Голда Меир, Гертруда Стайн, Зигмунд Фрейд и Альберт Эйнштейн.

Всего Уорхол сделал их около 50, на разных вариантах работ персонажи представлены в различных цветовых решениях. Но именно те портреты, что выставлены в Еврейском музее, выполнены им собственноручно: он сам репродуцировал снимки на холст и обводил силуэты краской. Героев для серии Уорхол тоже выбрал сам. По словам куратора выставки от музея Марины Насимовой, для него этот выбор был не совсем обычным: «Впервые он изображает тех, кого не знает лично. Впервые показывает людей уже умерших — не тех, с кем он общался на вечеринках, как было с героями других его портретов. Он проводит исследования, изучает архивы, выбирает фотографии, чтобы показать истинный характер этих людей». 

О характерах героев портретов можно узнать подробнее, обойдя стенды, на которых вывешены портреты. Позади каждого — «коллаж» из фактов биографии, редких фото, фрагментов интервью героя. Например, за портретом Сары Бернар можно увидеть первый короткометражный фильм с ее участием, а обойдя стенд с изображением Зигмунда Фрейда — услышать единственную запись его голоса.

Фотографии: jewish-museum.ru
Collection of the Blavatnik Family. Photograph courtesy of Ronald Feldman Fine Arts, New York

Эрвин Блюменфельд. Фотографии, рисунки, фотомонтаж

 Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ), до 11 мая

Эрвин Блюменфельд. Три профиля. Вариант фотографии, опубликованной в Photograph Annual к статье «Цвет и свет». 1952

В Мультимедиа Арт Музее сейчас проходит Фотобиеннале, десятый Международный месяц фотографии. Один из хэдлайнеров программы этого года — фотограф-новатор Эрвин Блюменфельд. Дадаист и художник, он в первую очередь известен как автор модных съемок и обложек для главных журналов мира. Но для него самого важнее было найти нужный ракурс в съемках ню или удачное сочетание слова и изображения в коллаже. На выставке в МАММ — и коллажи, и ню, и модные съемки. Кроме того, там сейчас открыты еще несколько проектов Фотобиеннале. Статью о хэдлайнерах фестиваля (в том числе о Блюменфельде) можно прочесть здесь, посмотреть программу — здесь.

Эрвин Блюменфельд. Обнаженная под влажным шелком. Париж. 1937

Под сводами русского храма. Церковная деревянная скульптура XVII—XIX веков

Музей архитектуры им. А.В. Щусева, до 20 апреля

В русской православной традиции скульптура в убранстве храма играла не меньшую роль, чем икона. Деревянные скульптуры, как правило, существовали в качестве элементов резных иконостасов. Но в начале прошлого века в ходе атеистической кампании большая часть храмовых изваяний была уничтожена. В частных коллекциях и музеях сохранились очень немногие образцы — тем интересна выставка, проходящая сейчас в Музее архитектуры. В экспозиции — церковная деревянная скульптура XVII—XIX веков, при этом многие произведения выставляются впервые, архивные фотографии, чертежи иконостасов. Временной период, который охватывает выставка, позволяет проследить, как менялась церковная скульптура. «Скульптура барочного периода отличается динамикой, роскошью, полнотой формы. Скульптура XIX века, когда для храма работают уже профессиональные художники, — академичнее, строже, правильнее», — говорит куратор выставки Мария Бурганова. По четвергам в 19:30 и по субботам в 14:00 по выставке проходят экскурсии. Предварительная запись по телефону (495) 690 0551 или по e-mail 6900551@muar.ru.

Паша 183. Наше дело подвиг!

Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, до 25 мая

Интересная и необычная для Москвы выставка открылась в Музее современного искусства на Гоголевском бульваре. Экспозиция под названием «Наше дело подвиг!» посвящена работам художника Павла Пухова, известного как Паша 183. Организаторы заявляют, что это «первый в российской выставочной практике проект, в котором встречаются музейное пространство и уличное искусство на примере творчества одного художника». Паша 183 делал граффити и другое уличное искусство. Два года назад, после публикаций в The Guardian, The Huffington Post, The Telegraph его стали называть «русским Бэнкси». После его смерти в 2013-м (ее причины до конца так и неясны) сам Бэнкси посвятил ему одну из своих работ. Выставка в ММСИ — ретроспектива художника, кураторами которой стали Кирилл Лебедев, занимающийся пропагандой стрит-арта и сам участвовавший в таких проектах, и Полина Борисова, автор идеи и организатор граффити-фестиваля «The Others» в Тюмени.