Год Италии в России набирает обороты. В столице проходят сразу несколько интересных выставок, которые подробно и разносторонне знакомят зрителя с итальянским искусством.

До Италии этим летом рукой подать. В смысле географии нас по-прежнему разделяет шенгенская виза, двое с лишним суток на поезде или 4 часа самолетом, зато в культурном отношении за последний год наши страны сблизились, как в далекие 60-е, когда итальянцы помогали Советскому Союзу в строительсве ВАЗа. Причиной тому глобальный проект культурного обмена: Россия представляет свои сокровища в Италии, а Италия в России. И было бы не простительно не увидеть главные достопримечательности итальянских музеев, сэкономив на путешествии.

Сокровища «крестных отцов Ренессанса»


Самое крупное и самое ожидаемое мероприятие этого года – выставка «Сокровищница Медичи» – стартовало в Московском Кремле. Если кто забыл, то краснокирпичная зубчатая стена и изящные башни также строились по проекту итальянцев. Было это в XV веке, и примерно в то же время флорентийский клан Медичи собирал свою умопомрачительную коллекцию, часть которой приехала этим летом в Москву. О том, кто такие Медичи, знают даже те, кто прогуливал уроки в школе, но зачитывался романами Дюма. Самая влиятельная династия Италии, чьи ветви достигли папского престола, королевской короны и лаврового венка покровителей искусств – величайших за всю историю человечества.

Медицейская выставка не только дает представление об эстетических пристрастиях флорентийского рода, но и является серьезным историческим исследованием. Экспозиция составлена из фамильных портретов, а также кубков, доспехов, ваз, гемм и всего того, без чего не обходится ни одна королевская сокровищница. Экспонаты собирали в лучших музеях Флоренции – Музее серебра Палаццо Питти, Уффици, Барджелло, Национальном археологическом музее и Музее флорентийской мозаики. Для того чтобы увидеть в столь полном составе коллекцию Медичи, даже флорентийцам пришлось бы приехать в Москву. Кстати, последняя из династии, Анна Мария Луиза, передавая в дар Флоренции сокровища своего рода, поставила условие: коллекция не должна покидать стен города. Получается, итальянцы обещания покойнице в некотором смысле не сдержали.


Загадка Боттичелли


Еще одно большое и даже историческое событие – выставка одной картины в Пушкинском музее. Спецрейсом из Флоренции в Москву доставили полотно Сандро Боттичелли «Паллада и Кентавр». К путешествию картину готовили более трех месяцев – она считается одной из главных ценностей Музея Уффици и покидает место дислокации крайне редко.

Сам жанр «выставка одной картины» свидетельствует о том, что зрители увидят что-то очень ценное. Так выставляют полотна знаковые и, что называется, раскрученные вроде «Джоконды», «Девушки с жемчужной сережкой» или «Дамы с единорогом», которые в разное время показывались в Пушкинском. Прибегают к такому трюку для того, чтобы зритель смог перебороть в себе иллюзию узнавания, когда растиражированные образы кажутся понятными и не заслуживающими пристального внимания.

Чем так ценна «Паллада»? Во-первых, ее автор – один из главных художников Возрождения. Во-вторых, псевдоантичный сюжет картины – изобретение самого Боттичелли, поскольку в древней мифологии нет ни одного эпизода, где Афина Паллада вступала бы в какие-либо отношения с кентаврами. Так что подлинное символическое значение изображенного сюжета никому неизвестно, есть лишь версии. Эту картину Лоренцо Великолепный заказал в подарок своему кузену Лоренцо ди Пьерфранческо, когда тот женился. Считается, таким образом Лоренцо хотел заявить: молодая жена кузена – та самая мудрая Паллада, которая сдержит животные инстинкты Пьерфранческо, известного своей любвеобильностью.


Искусство для «бедных»


 Выставка в Мультимедиа Арт Музее, где работает выставка Arte Povera, знакомит нас с современным искусством Италии. Четыре этажа отданы шедеврам «бедного искусства». Более радикальную противоположность картинам старых мастеров и произведениям ювелиров Медичи представить себе невозможно. Течение Arte Povera появилось в Италии в 60-х, когда группа художников решила сознательно отказаться от всего, что в буржуазном понимании можно было бы назвать красивым. Для изготовления своих работ эти поборники социального равенства использовали старое тряпье, куски бетона, дерево и прочие материалы, которые с легкостью можно было бы найти на свалке. Несмотря на сознательную антихудожественность, шедеврам Arte Povera трудно отказать в изысканности форм. Чего только стоит инсталляция из засушенных лавровых листьев Марио Мерца или неоновые лампочки Пьера Паоло Кальцолари (на фото).


Эксперименты с формой


И еще одна итальянская премьера состоялась в последний день мая в Московском музее современного искусства. Здесь можно познакомиться с работами живописца Агостино Боналуми – одного из тех, кто пришел на смену Arte Povera. Сказать о нем «эстет» – значит, не сказать ничего. Всю свою жизнь Боналуми занимался воплощением различных вариаций формы и даже разработал собственную уникальную технологию живописи. Выпуклые и вогнутые формы его холстов создают ощущение трехмерности, при том что поверхность картины может быть и вовсе монохромной.

Боналуми – классический формалист, который если и стремится к утверждению каких-либо идеалов, то это идеалы красоты. Можно сказать, что московским зрителям в этом году несказанно повезло: вместо привычного музейного затишья, которое наступает летом, они получили настоящий дивертисмент в итальянском стиле. Тем более что июнь в Москве ожидается по-итальянски знойным: в Риме +28 °С, у нас +26 °С.


Кроме выставок, в рамках Года Италии пройдет множество других любопытных мероприятий. Приедет Ла Скала, состоятся гастроли знаменитого театра марионеток «Карло Колла и сыновья», а в метро будут читать стихи на итальянском. Следите за нашей афишей!

Скоро

  • «Антонелло да Мессина. Шедевры из сицилийских музеев». Третьяковская галерея, 16 сентября – 30 ноября. Знакомство с творчеством жившего в XV веке живописца, творчество которого определило развитие итальянского и европейского искусства. «Сант Григорио», «Сант Агостино» и другие шедевры прибудут в Третьяковку из собрания палермского Палаццо Абателлис.
  • «Караваджо из итальянских музеев». ГМИИ им. А.С. Пушкина, декабрь 2011 – февраль 2012. В самых известных итальянских музеях будет отобрана серия из  10–12 шедевров, принадлежащих кисти Микеланджело Меризи ди Караваджо – скандального гения, ключевой фигуры мировой живописи XVI–XVII веков. Можно будет увидеть панораму творчества мастера, прожившего короткую, но яркую жизнь.
  • «Вертепы XX века». Музей храма Христа Спасителя, декабрь. На выставку исторических яслей, которая будет проходить под патронажем Ватикана, привезут семь десятков экспонатов из коллекции Музея Святого Мартина. Начавшись как скромное собрание неаполитанских вертепов, с годами Музей превратился в самую богатую коллекцию яслей XVIII и XIX веков в мире.