В Москве одновременно проходит несколько любопытных выставок в портретном жанре. VashDosug.ru рассказывает о том, где можно заглянуть в лицо самого человеческого из изобразительных жанров.

 

Самые драгоценные портреты


Выставка «Русская портретная миниатюра» прибыла ГИМ из-за границы, и вскоре уедет обратно. Ее устроил лихтенштейнский Sepherot Foundation. В частную коллекцию этого фонда влилось собрание русского искусства Ростроповича и Вишневской. Любителям истории также много скажет другое имя: здесь можно увидеть миниатюры, которыми владел великий князь Николай Михайлович, знаток, собиратель и издатель знаменитого каталога русских портретов. Эти миниатюры, как считалось, канули в небытие, но на самом деле покинули Совдепию в эмигрантских чемоданах и позже всплыли на аукционах.

В темном зале с подсвеченными витринами крохотные портреты мерцают, как сокровища; эффект дополняется драгоценными камнями и эмалями, украшающими некоторые рамки. Лица императоров, генералов и светских красавиц, написанные на крохотных пластинках слоновой кости, конечно, не всегда потрясают портретным сходством — у Петра I, например, смешно выпученные глаза. Но разглядывать работы портретистов-миниатюристов надо не ради оценки психологизма их творчества, а для того, чтобы умилиться тому времени, когда медальон с портретом любимой, спрятанный на груди под гусарским мундиром, тайком перед битвой вынимали, чтобы поцеловать — а потом он спасал от вражеской пули.

  • До 28 февраля, Государственный исторический музей

Самые филигранные портреты


Портретные миниатюры разместили на 1-м этаже Исторического музея, а чтобы увидеть экспозицию «Русский исторический портрет. Гравюра XVIII века» уже надо подняться под самую крышу.  Черно-белые штриховые портреты царской фамилии и надменных екатерининских вельмож, впрочем, не уедут заграницу, а останутся в России — только надолго спрячутся в фондах музея.

По стенам зала развешены крупные гравированные листы, а также несколько картин маслом, которые послужили им исходником, либо же, наоборот, были написаны на их основе. Эти портреты Петра III, Екатерины II или Потемкина, к которым мы привыкли как к небольшим картинкам в учебниках, книжным иллюстрациям, вдруг оказываются большими листами, которые были для современников, пожалуй, тем, чем для нас являются баннеры, растяжки, плакаты и журнальные обложки. (Напомним, что цветная печать в несколько красок воцарилась только в XIX веке). Устроители выставки даже попытались проиллюстрировать сам процесс гравирования: в витринах есть инструменты, специальный стол, медные таблицы с процарапанным рисунком, по которым делались оттиски и другие любопытные мелочи.

  • До 15 февраля, Государственный исторический музей

Самые нежные портреты


Имя акварелиста Владимира Гау не так известно, как его современников и конкурентов Александра Брюллова и Петра Соколова. Однако его изысканные портреты Пушкиной-Ланской мы узнаём, даже не помня имя автора. Выставка «В.И. Гау. Русский камерный портрет» в музее Пушкина на Пречистенке — хороший повод  выучить его хорошенько, тем более, что музею удалось собрать полторы сотни портретов, некоторые из которых показываются впервые. Помимо жены поэта — здесь его возлюбленные и друзья, представители высшей аристократии Петербурга времен Александра I и Николая II, а также императорская фамилия и сам государь. Романовы здесь не только потому, что  Гау их рисовал — а также по праву родства с пушкинским семейством: великий князь Михаил Михайлович, внук Николая, женился на внучке поэта. Его портрет в 2-х летнем возрасте также представлен на выставке.

Тонкие, прозрачные краски, изящные наряды и благородные лица — таковы акварели золотого века русской культуры. Любопытно понаблюдать, как этот камерный жанр — единичные произведения искусства, создававшиеся только для семейного пользования, в ту эпоху обгоняют по популярности лидера предыдущего века, гравированный портрет, который мог тиражироваться бесконечно, пока медная доска не сотрется, и расходился по всей стране.

  • До 14 марта, Музей А.С. Пушкина

Самые странные портреты


В ХХ веке, как известно, портретный жанр умер — после долгой агонии, вызванный радиоактивным излучением нефигуративного искусства. Однако же порой мастера современного искусства пытаются упражняться на эту тему, разумеется, в соответствии со своими, актуальными представлениями об этом мирном жанре. Модели для портретов больше не позируют, художники больше не проводят долгие часы за мольбертом.  Натурой служат фото с журнальных обложек, лица с газетных вырезок — любой заинтересовавший художника персонаж, а за реалистичностью и психологизмом никто не гонится.

Выставка «Портреты second-hand» — как раз об этом. Над Че Геварой, Марксом и Энгельсом, Горбачевым упражняются такие мэтры современного искусства, как Комар и Меламид, Константин Звездочетов, Мамышев-Монро и прочие.

  • До 30 января, Stella Art Gallery на Мытной

Другие портретные выставки:

  • «Елизавета Петровна и Москва», (до 27 марта, Инженерный корпус Третьяковской галереи)
  • «Семейный альбом. Из истории фотоателье», (до 4 апреля, Государственный исторический музей)
  • «Портреты композиторов». Дмитрий Гутов, (до 30 января, Stella Art Gallery в Скарятинском)