В немецком городе Кассель проходит стодневная масштабная выставка современного искусства «Documenta15» — она проводится раз в пять лет и в этом году продлится до 25 сентября. Это уникальное по своей структуре мероприятие, которое впервые было организовано в 1955 году художником и куратором Арнольдом Боде. Уже тогда главной выставочной площадкой «Документы» был музей Фридерицианума в Касселе. С каждым пятилетием программа растет, преобразуется и постепенно освобождается от привязки к зданию музея — сегодня центральный портик с колоннадой играет скорее символическую роль, отмечая историческую наследственность, нежели сохраняет функцию пространственного ориентира. Екатерина Чернова рассказала о том, на каких принципах основана «Документа» и как изменился проект в этом году.

«Документа» отличается от большинства мировых регулярных выставок современного искусства в первую очередь тем, что она не нацелена на продажу художественных произведений, но всегда представляет собой некий срез времени — выражение, фиксацию, документацию главных тенденций и дискуссий в мировом художественном сообществе. Программа этого года стала результатом переосмысления институции, феномена больших имен, автономности искусства и его герметичной спайки, не допускающей к содержанию новичка. Документа анонсирует новое неагрессивное искусство, а подходы, проекты и связи, созданные в ходе пятилетней подготовки к фестивалю и после завершения останутся действующими продуктивными и дружелюбными способами взаимодействия людей. 

В этом году фестиваль проходит на 32-х площадках в городе, включая Фридерицианум и Documenta-Halle. Стоит отметить, что это за площадки. Например, компостная куча, которую используют садовники центрального парка, послужила основанием для работы, посвященной нечеловеческой агентности — отсутствию у человека привилегии, допускающей его к действию или высказыванию. В подземном переходе установлена звуковая инсталляция, так что каждый прохожий может быть неожиданно вовлечен в искусство. Фридрихплатц, одна из самых больших площадей Германии, в прошлом место проведения военных парадов, стала местом художественной критики колониальной власти (а еще в день открытия фестиваля на площади была установлена система караоке — каждый мог побыть в центре внимания). Теплица в городском парке стала носителем дискурса о проблемах климата. Фестиваль развернулся во дворцах, в панельных домах, на вокзале и в ночном клубе. Также традиционно «Документа» раз в пять лет преобразует, освежает городские музеи. 

Кураторством «Документы 15» занимается индонезийская группа «ruangrupa» (это буквально переводится как «художественное пространство»), основанная в 2000 году и выбранная интернациональной анонимной комиссией фестиваля. Кстати, это первый случай за всю историю Документы, когда куратором становится не один человек, а целая группа единомышленников. Некоммерческая деятельность ruangrupa охватывает широкий спектр событии и социальных структур — группа организует не только выставки, но и книжные издания, журналы, воркшопы и онлайн публикации. Практика ruangrupaимеет интердисциплинарный характер: к художественным проектам привлекаются ученые, политики, технологи и журналисты. Таким образом, работа группы нацелена на новые возможности коллабораций и обмена знаниями, на отказ от дисциплинарной изоляции, на взаимную поддержку и помощь.  

Идея создания абсолютного мирового сообщества, без вражды и без границ, не отменяет то, что в деятельности ruangrupa важное место занимает национальная идентичность — единство множества возможно только при условии сохранения отличий. В основу кураторской программы Документы легло понятие «лумбунг» индонезийского происхождения — так называют рисовые амбары в деревнях, которые служат общим складом для урожая и «натуральным банком», из запасов которого каждый может забрать равную долю. Лумбунг как принцип означает коммунальное содружество, коллективный труд, грамотное накопление ресурсов и справедливое их распределение. На практике Документа 15 является не выставкой произведений искусства, а аккумулятором новых идей, которые впоследствии могут оказать влияние не только на художественные процессы, но и культурные, социальные, политические и экономические перемены в мире. 

К сожалению, открытие фестиваля не обошлось без скандала, а это прямо противоречит главной идее организаторов. Монументальная работа Таринг Пади «Человечье правосудие», как выяснилось за несколько дней до открытия фестиваля, содержит изображения антисемитского характера. Слишком критически настроенное искусство было приравнено к агрессии, а работа — довольно скоро демонтирована.   

«Документа 15» — принципиально не зрелищное событие. Это искусство, в котором этика и эстетика становятся неразрывно связанными понятиями. Исторически произведения искусства могли быть объектом дискурса об искусстве. В XX веке арт-объекты претендовали на статус субъекта дискурса — иными словами, произведение впервые заговорило о самом себе, а художники и теоретики поставили вопрос о том, что  такое искусство. К XXI веку картина вновь изменилась: произведение искусства уже не самоценный носитель художественного высказывания, но повод это высказывание переосмыслить. Искусство становится пространством социальных взаимоотношений. Это то, что теоретик Николя Буррио назвал «эстетикой взаимоотношений» или «реляционной эстетикой» («esthétiquerelationnelle»). «Документа», курируемая ruangrupa — это в первую очередь разговор как открытость новой информации, новым способам взаимодействия, новому эстетическому опыту. В каком-то смысле в этом и заключается само искусство.

Самая острая проблема современного искусства — герметичность, неспособность быть понятным зрителю за пределами небольшого арт-сообщества, — стала предметом для размышления кураторов. Большинство объектов и событий фестиваля не только интерактивны, но и предельно понятны, близки актуальной повестке.

Единственная художница из России — Виктория Ломаско, выпускница полиграфического института. Художница известна в первую очередь своей практикой «графических репортажей», быстрых зарисовок с текстом. Виктория ведет такие репортажи с разных площадок фестиваля, ее героями становится как художники и х работы, так и посетители. При этом вписывать в работы цитаты персонажей художница доверяет прототипам — так получается совместное свидетельство о событии, вроде небольшого интервью. По итогам графические работы будут собраны в самостоятельное книжное издание, альтернатива каталогу выставки, в которой место фотографий и описаний арт-объектов займут субъективные впечатления и случайные фразы посетителей.

Принцип открытости взаимодействию пронизывает программу Документы вплоть до мелочей. Сама структура фестиваля предельно дружелюбна по отношению к посетителю. Искусство понятно даже неискушенному зрителю. А кроме того, удобно: например, на основных площадках расположились детские учебные классы и группы, где младшие посетители могут провести досуг с пользой и удовольствием.  

Вопреки ожиданиям, в программе одного из самых крупных в мире фестивалей современного искусства очень немного больших имен. Среди них режиссерка, медиа-художница, теоретикесса из Берлина Хито Штейерль, автор политических памфлетов и острых графических карикатур румынский художник Дан Пержовски и покойный художник Джимми Дарем — точнее, группа его последователей «AStickintheForestbytheSideoftheRoad», которая довела до конца подготовку проекта к «Документе». Остальные участники — малоизвестные группы художников и развивающихся стран, таких как Колумбия, Новая Зеландия и Узбекистан. Зачастую эти группы работают анонимно, отказываясь от привычной модели художника-творца, художника-имени, который отождествляется с маркером «качества» искусства. Около полутора тысяч художников учувствуют в кассельской «Документе» — не с тем, чтобы сколотить имя, но чтобы создавать искусство в тотальной коллаборации со зрителями. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: