«Мифогенная любовь каст» — один из самых значительных и противоречивых примеров постмодернистского литературного письма в русскоязычной среде. Его авторы – Павел Пепперштейн и Сергей Ануфриев, наследники старшего поколения московского концептуализма и основатели арт-группы «Инспекция "Медицинская герменевтика”». В этом году роман выйдет в третьем переиздании. Екатерина Чернова рассказала о выставке в Центре Вознесенского, на которой представлены произведения художников-концептуалистов по мотивам романа.

Затянутое и при этом предельно насыщенное потенциальными афоризмами литературное произведение описывает «приключения» главного героя Владимира Дунаева, который во время Великой Отечественной войны пережил нервное потрясения и был поражен контузией. Принимая себя за мертвеца, герой укрывается в лесу, где встречает почти всех традиционных персонажей русского народного фольклора. При этом он продолжает по мере возможностей бороться с фашизмом. Галлюцинаторный характер событий, разворачивающихся на страницах романа — это способ фиксации, концентрации и попытки придать единую форму коллективному бессознательному, мифам, приметам, фантастическим образам и сказкам, населяющим русскоязычную культуру. Таким образом, «Мифогенная любовь каст» — самая сложная в истории отечественной литературы сказка про колобка. Несмотря на галлюцинаторно-бредовое повествование, в своей реалистичности она может дать фору бесцензурному сборнику русских народных сказок Александра Афанасьева (публикация 1873 года). 

В то же время «Мифогенная любовь каст» — своего рода экспликация и критика теорий постмодернизма. Авторы принципиально отказываются следовать правилам нарратива, у читателя здесь нет никакой возможности предвидеть повороты событий. В теоретическом контексте постмодернизма этот отказ означает выход за пределы механизмов, отстроенных миров потребления, идеологии, спектакля. Но на практике «бесформенное» повествование неизбежно обнаруживает в себе привычные формы.  

Представители младшего поколения московских концептуалистов, Пепперштейн и Антуфьев во многом следуют уже сложившейся традиции, в которой визуальное искусство крепко сцеплено с литературным письмом. Так, арт-дуэт Игоря Макаревича и Елены Елагиной нельзя помыслить без отражения в текстах Владимира Сорокина, известную графику Ильи Кабакова — без опыта работы с книжной иллюстрацией, который для многих представителей старшего поколения был единственным способом заработать на хлеб. Концептуализм Дмитрия Пригова в этом смысле вовсе близок к определению Gesammtkunstwerk, то есть такой работы, которая как бы не видит разделения искусства на виды (живопись, пластика, литература, кинематограф) и не знает о них.

Выставка «Грезы о молоке» в центре Вознесенского представляет собой опыт реабилитации плодотворного содружества литературы и визуального искусства. Молоко здесь играет символическую роль недостающей благостной субстанции, вечной нехватки жизни, событийности, красок, слов. Слово «молоко» — криптографическая запись названия «Мифогенной любви каст», сокращенно «МЛК», что по правилам древнееврейского канона или в традиции русской иконописи расшифровывается как «молоко». 

Куратором проекта выступил сам Павел Пепперштейн, а также Дмитрий Хворостов, выставочный куратор от центра Вознесенского. Работы, представленные в экспозиции, в большинстве своем были подгтовлены специально к проекту, некоторые были предоставлены московскими галереями. Авторы — Сергей Ануфриев, Павел Пепперштейн и Соня Стереостырски (ППСС), Виктор Пивоваров, Владимир Сорокин, Евгений Митта, Сергей Бартенев, Елена Елагин и Игорь Макаревич, Ринат Волигамси, Саша Фролова, Даша Кузнецова и другие. Художники высвечивали отдельные эпизоды или частных персонажей, придавая им стилистические и материальные формы, характерные для собственного, индивидуального художественного языка. В экспозиции сочетаются многообразные образы в формате живописи, графики, скульптуры и видео-арта. Постсоветская культура, схваченная аббревиатурой «МЛК», раскрывает свой грандиозный символический потенциал в визуальном материале. При всем многообразии остроумных, расширенных трактовок, уже прошитых вдоль и поперек фольклорных мотивов (в лучших традициях постмодернистского искусства), работы собраны в четыре тематических раздела, о которых подробнее расскажет посвященный медиатор.  

Выставка «Грезы о молоке» — первая попытка «пространственной экранизации» романа «МЛК». Специфика новоявленного формата заключается в том, что экспозиция не просто заполнена иллюстрациями к роману, но разворачивает историю внутри и вокруг него. В самом теле экспозиции заложено движение — как перелистывание страниц или смена кадров. Обращение к методам экранизации выбрано не случайно: этот проект — пилотная версия будущего фильма, уже привычного формата экранизации литературного произведения. 

Параллельно в залах только что открывшейся галереи «Наковальня» до 8 июня проходит выставка «Мифогенная любовь каст в комиксах». Дебютный выставочный проект галереи также приурочен к событию в издательском мире — к выходу увесистого комикса по роману «МЛК», в создании которого участвовали современные художники. В экспозиции можно увидеть наиболее заметные страницы будущего издания. 

  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: