Язва, Маньяк-одиночка, Дитя Брюллова и другие персонажи, которых вы встретите на любой московской выставке.

Язва

Как узнать Старается выглядеть достойно, так как волей-неволей привлекает внимание, но детали: старая обувь, плохо сидящая одежда — выдают в Язве неудачника.

Что тут делает Приходит ниспровергать авторитеты и разоблачать мошенников. Классиков осуждает за незаслуженную славу, современников — за плагиат у классиков и бессмысленность. Выискивает что-нибудь нелепое и громко шутит, чтобы слышали музейные смотрители и другие зрители. Язвы всегда уверены, что переплатили за билет.

Латентная туристка

Как узнать Милая. Умеет красиво улыбаться по команде. Использует стандартный набор поз и выражений лица, подчеркивающих ее достоинства. Да, кстати, она не туристка.

Что тут делает Фотографирует каждую вторую работу. Сольно и с собой. Обожает интерактивные экспонаты и музейные магазины. Открыта всем видам и жанрам искусства. Главное, чтобы на нее не кричали за фотосъемку. Но если и накричат, не беда: Латентная туристка красиво улыбнется и подождет, пока смотритель отвернется.

Экспонат

Внешний вид Потрясающий. Мужчины — в хороших классических костюмах. Женщины — в вечернем или ярком. Накрашены, подтянуты, накачаны, уложены.

Что тут делает Выставка — светский выход. Экспонату важнее не на другое посмотреть, а что-то продемонстрировать. Себя, как в песне Сергея Шнурова, или статус и культурный уровень. Поэтому ходит Экспонат туда, где собирается интересная либо очень многочисленная публика. В дискуссии не вступает, высказывается отвлеченно и осторожно. Может поразить собеседника заранее подготовленным фактом. Передвигаются Экспонаты преимущественно парами, используя друг друга как выгодный аксессуар. Классическая траектория — медленно и с достоинством гулять посередине зала. Взгляд отсутствующий, направлен в пустоту, но поверьте, каждый знак внимания к Экспонату будет замечен.

Искусствовед-любитель

Как узнать По свите. Это будет или почтенный отец семейства; или ухоженный кавалер, желающий произвести впечатление на первом свидании; или девушка, которая выделяется среди подружек не внешностью, а разговорчивостью, и т.д. 

Что тут делает У Искусствоведа-любителя темное прошлое в искусстве: год обучения в художественной школе, прочитанная статья на «Википедии», рассказ знакомого, прочитавшего статью на «Википедии»... Гордится осведомленностью, поэтому и окружает себя восхищенной свитой. Идеальный вариант — родственники или друзья из провинции. С безупречной уверенностью путает художников, стили, эпохи. Иногда прокалывается на мелочах: «Ах да, Герман Виноградов. Это тот, который с Дубосарским». Что греха таить, каждый из нас немножко Искусствовед-любитель.

Дитя Брюллова

Как узнать Чистое создание любого возраста. Выдают Дитя Брюллова живые эмоции на лице и ясные, широко раскрытые глаза.

Что тут делает Втайне о таких зрителях мечтает любой художник. Их легко удивить, возмутить, поразить. Они будто жили в бункере с «Утром в сосновом лесу» и альбомом репродукций Карла Брюллова. Эстетическим и мировоззренческим ударом может стать что угодно: «Черный квадрат», экспрессионизм, инсталляция. В зависимости от воспитания и степени самоуверенности Дитя Брюллова терпеливо молчит или возмущается, задает неудобные вопросы: «А почему он голый и желтый на красном коне? Смотри, фарш! Зачем такое мрачное рисовать? Это матрас, это искусство?» Попадают на выставки по самым разным причинам: от скуки, любопытства, по совету друзей. Некоторых Детей Брюллова совращают Искусствоведы-любители. «Тебе понравится», — говорят они.

Профессионал

Как узнать Профессионалов — художников, кураторов, критиков, студентов творческих вузов — нужно отличать от Постпрофессионалов. Общая черта — непринужденная сложность образа. Профессионалы щеголяют умением сочетать цвета, фактуры ткани, орнаменты. Постпрофессионалы предпочитают черные (иногда серые), хитро скроенные лохмотья или, наоборот, до совершенства лаконичные вещи. Любят дурацкие прически.

Что тут делает Чаще собираются на вернисажах. Профессионалы убеждены, что модерн продолжается, но обычно радикальные взгляды скрывают. Постпрофессионалы имеют вредные речевые привычки: прибавляют к любому понятию приставку «пост-», злоупотребляют английскими словечками, которые «невозможно перевести», и философскими терминами. Траектории у обеих групп две. Первая: бегло и брезгливо осмотреть экспозицию и гордо удалиться. Вторая: замысловато кружить по залам, подобно пчеле на лугу, возвращаясь к отдельным работам и приятелям несколько раз.

Философы

Как узнать По слегка безумному взгляду. Если Философ живет с мамой или женой — он ухожен, если один — слегка помят.

Что тут делает Существуют парами, потому что выставка — повод для дискурса. Вы смотрите экспозицию по третьему кругу, а пара Философов все еще стоит у картины, которая благодаря какой-то незначительной детали запустила беседу о памяти, имплозии, Жорже Батае.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Эстеты

Как узнать Серьезные и сосредоточенные люди средних лет.

Что тут делает Заполняют маленькие галереи. В музеях выбирают камерные выставки «для ценителей». Эстеты ведут тихие и загадочные разговоры, поглядывая на чужаков с подозрением.

Маньяк-одиночка

Как узнать Не выделяется из толпы, мимикрирует под другие типы.

Что тут делает Согласно древней легенде, Маньяки-одиночки — это оставшиеся без пары философы или профессионалы, которых не приглашают на вернисажи. Неясно, с какой целью, но они молча ходят на выставки и смотрят. Есть подозрение, что им просто интересно. Извращенцы.

Родственники и друзья художника

Как узнать Узнаются по особой ауре: излучают или свечение гордости, или серый скепсис.

Что тут делает Наиболее увлеченные посетители выставок современного русского искусства. Родственники радуются, друзья тоже радуются и думают: «Ничего особенного». Большая часть приходит на открытия, именно поэтому в будни обычные галереи чаще всего пусты.

Заслуженная интеллигентка

Как узнать Женщина старше 60. Имеет необъяснимое пристрастие к тяжелым бусам и серьгам.

Что тут делает Уже не работает и может прийти в музей в любое время, но выбирает все равно самые горячие часы. Смотрит картины с расстояния сантиметров 10, потому что забыла очки. Возмущается, если ее пытаются вежливо отодвинуть. Помнит все привозные выставки в ГМИИ им. Пушкина и Третьяковке. Дружит со смотрительницами. С любопытством и опаской заглядывается на экспонаты, созданные после 1950-х.

Все пошли, и я пошел

Как узнать Их много, все они очень разные, но лица их неразличимы. Юноша и муж, мать и дитя, студент и пенсионер.

Что тут делает Есть люди, которые бросают фантики мимо урны, потому что «все так делают». Есть люди, которые на выставки ходят по той же причине. Все пошли, и я пошел — это условный русский народ, обладающий исключительным долготерпением и мужеством. Отстоять двухчасовую очередь на морозе, затем внимательно отсмотреть каждую картину. Потому что это долг, потому что каждый способен на подвиг. Если бы не они, если бы не каждый из них, очереди на Серова в России не было бы, любви к искусству не было бы.