Виктория Пономаренко
9 июня 2017

Арт-ликбез: Тициан и другие революционеры в ГМИИ

Патриарх-экспериментатор, маляр-мистик и гламурный тролль — разбираемся, как венецианцы переросли эпоху Возрождения, и учимся отличать их друг от друга.

В ГМИИ им. Пушкина привезли работы главных представителей венецианской школы живописи. Художники, воспитанные на идеалах Высокого Возрождения, разведывали пути, по которым затем пошла европейская живопись.

Тициан: патриарх-экспериментатор

Совершить переворот в живописи Тициану Вечеллио (1470-е,1480-е – 1576) помог не только исключительный дар, но и продолжительность жизни. Хотя год рождения художника не установлен, известно, что умер он глубоким стариком.

Сначала Тициан, как и его учитель Джорджоне, писал тонкие, полные нежности и все еще аллегоричные образы. Великолепный пример на московской выставке — «Саломея» (ок. 1515). Девушка держит блюдо с отрезанной (по ее же просьбе) головой Иоанна Крестителя безмятежно, будто это поднос с фруктами. Оцените мастерское владение цветом, которое прославило художника.

С годами Тициан последовательно уходил от поэзии к «мясу». Он добавлял в отвлеченные сюжеты современные бытовые детали, писал смелее и грубее. Люди-символы превратились в людей реальных, чувствующих и страдающих. Рациональный подход к толкованию христианских и античных историй и живописные открытия, сделанные Тицианом, воплотились затем у Рубенса, Рембрандта и были актуальны вплоть до конца XIX века.

Тинторетто: маляр-мистик

Якопо Робрусти (1515-1594) остался в истории под прозвищем Тинторетто, то есть «сын красильщика». Чтобы получить заказ, он работал порой почти бесплатно, к тому же писал много и масштабно. Но интересен художник не своей «графоманией». Тинторетто — чистый мистик, что нетипично для итальянского Ренессанса.

Если в ранней «Тайной вечере» (1540) еще заметно влияние Тициана и Микеланджело, то в «Крещении Христа» (ок. 1580) творится визуальный бунт. Голубь перевоплощается, словно какой-нибудь персонаж аниме, — только не в супергероя, а в божественную сущность, Святой Дух. Необычные, закрученные ракурсы, контраст света и тени — в зрелой живописи Тинторетто пробиваются первые ростки барокко. Менее очевидные параллели — работы поэта и художника Уильяма Блейка и евангельские сюжеты Сальвадора Дали.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Веронезе: гламурный тролль

Паоло Кальяри (1528–1588) родился в Вероне (отсюда прозвище Веронезе), однако сумел стать самым венецианским представителем Возрождения. Его живопись — счастье и роскошь. Художник писал открытыми, яркими красками, помещал библейских героев в современные интерьеры, наряжал их в модные одежды.

Вольное мировоззрение Веронезе, написавшего «Тайную вечерю» (1573) как развеселую венецианскую вечеринку, возмутило Святую инквизицию. Художник смиренно обязался переделать работу, но схитрил, изменив только название — «Пир в доме Левия». Даже воскресающий Иисус Христос у Веронезе — суперзвезда. Никакой депрессивной мистики, сплошная радость жизни. Красочность, изящность и живописные обобщения художника несколько столетий спустя нашли благодарных продолжателей в лице импрессионистов.

Отзывы о «Арт-ликбез: Тициан и другие революционеры в ГМИИ»

Двизин 1 августа 2017, 05:06
На этой выставке Тициан, как то оказался отодвинутым и для меня на первое место выступил Тинторетто. Может быть, время, эпоха расставляют свои акценты. Да, и сам ты меняешься. И Тициан - звучит с меньшим пафосом и придыханием. Золотую венецианскую пышность трудно чувствовать сердцем. Потому, наверно, пальму первенства, среди этих трех, величайших художников, отдаю потаенному и, затемненному Тинторетто. Его недосказанности. Вот у Веронезе – всю на виду, стой и смотри.
«Св. Иоанн Милостивый» Тициана - величественное полотно, несмотря на сравнительно небольшие размеры. И такое чувство, когда смотришь на изображение вблизи или издалека, как будто там идет разговор с небом.
Сначала думал что Веронезе на первом месте, но потом, посмотрев внимательно все работы, остановился на Тинторетто.
«Похищение Европы» Веронезе. Хочется стоять и рассматривать наряды, украшения, лица…, игривую ухмылочку быка и веселый веночек на его голове. Особенно меня привлек выглядывающий белый рукавчик платья у одной из подруг, которая слева от Европы.
Веронезе, это богатство красок, это зрелище, а в таком выигрышном сюжете известной легенды он развернулся во - всю. Все сверкает – притягивает взор. Подруги прекрасной Европы помогают ей сесть на быка, который прилег у ее ног. Подруги и не подозревают, делая доброе дела, что бык, а в его образе предстал перед девами Зевс, через минуты унесет Европу от родного азиатского берега. На заднем плане картины - Европа на спине быка уже в море. Вперед, по волнам на Крит.
Моей спутнице понравилась «Мадонна с младенцем» Веронезе. Воздушная и светлая работа. И. как всегда у Веронезе . – роскошь и богатство. Хочется пощупать покрывало на коленях Мадонны, бархатистый рукав одеяния.
Пританцовывающий Христос и бьющие краски в «Воскресение Христа». Может быть, так отреставрировали эту работу Веронезе реставраторы, что мимо картины хочется скорее пройти.
А, вот, «Портрет дворянина в мехах» останавливает и пытаешься поймать его взгляд – не получается. Властелин мира – такое выражение приходит на ум, особенно когда смотришь на портрет издалека, с той стороны лестницы.
«Снятие с креста» Тинторетто. Кто такая, распростершая руки над всеми изображенными на картине. Несомненно, что венецианка с золотистыми волосами и жемчужной нитью в них. Потом я прочитал, что это, оказывается, Мария Магдалина. Смотришь на картину, и такое чувство, что вся это многофигурная композиция находится в движении, ну, может быть, на миг замерла. Чтобы не забыть записываю изображенных лиц вокруг мертвого Христа: Богоматерь, Мария Клеопова, Иосиф Аримафейский, ну и Мария Магдалина. Но, главное, думаю, что это то душевное волнение, которое вызывает Тинторетто своим полотном.
А на его работу «Крещение Христа», я сначала не обратил внимания, и только потом почувствовал ее проникновенность. Моя спутница долго стояла перед ней и сказала, что если когда-нибудь будет в Венеции, то постарается увидеть это полотно, там, где оно находится – в церкви Сан Сильвестро. После этих ее слов, я стал вглядываться в «Крещение». Так часто бывает в жизни – пробегаем мимо чего пока кто то не обратит наше внимание: «посмотри как интересно!».
Тинторетто «Св. Георгий, убивающий дракона» Несомненно, что главное действующее лицо на картине это белый конь, все вертится вокруг него. А работа на искусство художника не очень похожа.
Трудно смотреть на «Тайную Вечерю» Тинторетто. Почему не знаю. Также трудно мне было смотреть на его огромные полотна во Дворце Дожей. Может быть, из за потемневших красок. И трудно понять - как эти полотно выглядели тогда, при написании их. В «Тайной Вечере» мне запомнились женщины, как бы обрамляющие действие. Особенно, та, слева, подающая бокал с вином.
«Грехопадение Адама и Евы» Он испуган, и в тоже время хочет взять плод. Она – сама невинность, полу ребенок – полу женщина.
Эта работа Тинторетто мне показалась многозначительнее и глубже всех увиденных.
А благодаря его полотну «Пирам и Фисба» я прочитал легенду об этих молодых влюбленных. Очень трудно придумать, что- то новое, чего не было до тебя. У Шекспира эти вавилонские юноша и девушка стали прообразами для написания «Ромео и Джульетты». Многое, если не все, идет оттуда – из античных мифов.

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

12 февр. — 24 мар. | Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, видео, живопись, современное искусство 12 февр. — 24 мар.

Почему крокодил Гена — воплощение культуры социализма, а «Черный квадрат» — портрет москвича?

12 мар. — 18 авг. | Новая Третьяковка, графика, живопись 12 мар. — 18 авг.

Новый взгляд на самого народного художника.

Выбор редакции

28 янв. — 1 апр. | Еврейский музей и Центр толерантности, видео, инсталляция, историческая 28 янв. — 1 апр.

Документы Холокоста и осмысляющее опыт войны искусство.

Выбор редакции

22 мар. — 9 июн. | Московский музей современного искусства на Петровке, графика, живопись 22 мар. — 9 июн.

Ретроспектива основателей соц-арта.

1 февр. — 28 июл. | Фонд In Artibus, графика, живопись 1 февр. — 28 июл.

Работы Владимира Вейсберга: от ранних этюдов до знаковых образцов «белого на белом».

23 нояб. — 19 мая | Третьяковская галерея в Лаврушинском, графика 23 нояб. — 19 мая

Графика Сомова, Судейкина, Сапунова.

Музей у озера в Англии, филиал Центра Помпиду в Шанхае и арт-центр на месте бывшей ГЭС в Москве.

15 февр. — 15 мая | Мультимедиа Арт Музей, фотография 15 февр. — 15 мая

Джиджи Хадид, Литиция Каста, Сергей Полунин на снимках Альберта Уотсона.

28 февр. — 2 июн. | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись 28 февр. — 2 июн.

Мифы и легенды, придуманные Павлом Пепперштейном.

7 мар. — 14 апр. | ГЦСИ, инсталляция, мультимедиа 7 мар. — 14 апр.

Инклюзивное современное искусство.

Выбор редакции

5 мар. — 19 мая | ГМИИ им. А. С. Пушкина, графика, живопись 5 мар. — 19 мая