Виктория Пономаренко
25 апреля 2017

Арт-ликбез: сюрреализм в Москве

Учимся смотреть чужие сны и гулять по параллельным мирам.

В Третьяковской галерее на Крымском Валу проходит выставка «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения». На первый взгляд, титульные картины итальянского художника — чистый «сюр», а по факту — метафизическая живопись. Разобраться, в чем отличие, помогут московские выставки и наш ликбез.

Метафизическая живопись

Откуда взялась Джорджо де Кирико вполне закономерно называют предшественником сюрреализма, но он свое творчество называл именно метафизической живописью. Это направление итальянского искусства активно развивалось с 1910 по 1919 год, пока пути «метафизиков» не разошлись. Самого де Кирико до конца 1970-х заносило то в мясистый академизм и подражание классикам, то в сюрреалистические раскраски.

На что похоже Безлюдные архитектурные пейзажи, полуденные тени, сценки с механическими андроидами, натюрморты с неожиданным сочетанием предметов: резиновая перчатка, зеленый шар и гипсовая голова Аполлона... Картины де Кирико действительно показывают реальность под необычным углом, деформируют ее — но только чтобы найти новое измерение в знакомых, повседневных деталях мира, без демонстрации изнанки сознания.

Для сравнения Работы еще одного мастера метафизической живописи — Джорджо Моранди — показывают сейчас в ГМИИ им. Пушкина. В ранних натюрмортах Моранди нагнетал ощущение потустороннего знакомыми по де Кирико манекенами и резкими тенями, а также подвисшими в воздухе предметами.

Сюрреализм, «как у Дали» 

Откуда взялся Сюрреализм начался с литературы. Термин придумал поэт и драматург Гийом Аполлинер, а первый манифест в 1924 году написал Андре Бретон. Художники-сюрреалисты по юности были похожи на дадаистов, кубистов, абстракционистов, а по зрелости — сами на себя. Самый эффектный и популярный, разумеется, Сальвадор Дали. Поссорившись с увлекшимися левыми взглядами соратниками, он провозгласил: «Сюрреализм — это я». И оказался прав. Если спросить у первого встречного на улице, что такое сюрреализм, скорее всего, он ответит: Сальвадор Дали.

Художник обеспечил себе статус единственного и неповторимого, превратив сюрреализм в образ жизни и персональный бренд. Но, строго говоря, послевоенные видения испанца, исполненные академического лоска, чистым сюрреализмом не назовешь. Дали тиражировал себя не меньше, чем Энди Уорхол. Сейчас графику испанца можно увидеть в Музее декоративно-прикладного искусства — и это его третья в году московская выставка.

На что похоже Сюрреалисты — фанаты Зигмунда Фрейда — пытались зафиксировать образы из снов, фантазий и видений. Ничего удивительного, что индивидуальный стиль определялся не только талантом, но личными комплексами и странностями. У Дали были особые отношения с костылями и замочными скважинами, Рене Магритт заморачивался на котелках и трубках, Хуана Миро беспокоили зооморфные кляксы.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


Русский след в мистическом сюрреализме

Откуда взялся В СССР сюрреализма не было, зато в среде русских эмигрантов работал талантливый художник-сюрреалист, увлекающийся астрологией и алхимией, — Павел Челищев. Он подарил Третьяковской галерее очень эффектное полотно «Феномен» (1936-1938), ищите его в постоянной экспозиции на Крымском Валу.

На что похоже Чилищев любил оптические обманки: пейзаж превращается в человека или тигра; из дерева растут младенцы; опавшая листва закатывается в истерике. Одна из главных его новаций — мистическая перспектива, которая как раз отлично просматривается в «Феномене». Художник изображает ад, глядя с разных точек одновременно. Патриотам согреет душу версия, что именно благодаря Челищеву Сальвадор Дали отвлекся от смакования персональных кошмаров ради сюрреалистического изображения околорелигиозных прозрений.

Отзывы о «Арт-ликбез: сюрреализм в Москве»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

12 февр. — 24 мар. | Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, видео, живопись, современное искусство 12 февр. — 24 мар.

12 мар. — 18 авг. | Новая Третьяковка, графика, живопись 12 мар. — 18 авг.

Новый взгляд на самого народного художника.

Выбор редакции

28 янв. — 1 апр. | Еврейский музей и Центр толерантности, видео, инсталляция, историческая 28 янв. — 1 апр.

Документы Холокоста и осмысляющее опыт войны искусство.

Выбор редакции

22 мар. — 9 июн. | Московский музей современного искусства на Петровке, графика, живопись 22 мар. — 9 июн.

Ретроспектива основателей соц-арта.

1 февр. — 28 июл. | Фонд In Artibus, графика, живопись 1 февр. — 28 июл.

Работы Владимира Вейсберга: от ранних этюдов до знаковых образцов «белого на белом».

23 нояб. — 19 мая | Третьяковская галерея в Лаврушинском, графика 23 нояб. — 19 мая

Графика Сомова, Судейкина, Сапунова.

Музей у озера в Англии, филиал Центра Помпиду в Шанхае и арт-центр на месте бывшей ГЭС в Москве.

От живописи Бэкона и Фрейда до ретроспективы Репина.

15 февр. — 15 мая | Мультимедиа Арт Музей, фотография 15 февр. — 15 мая

Джиджи Хадид, Литиция Каста, Сергей Полунин на снимках Альберта Уотсона.

28 февр. — 2 июн. | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись 28 февр. — 2 июн.

Мифы и легенды, придуманные Павлом Пепперштейном.

7 мар. — 14 апр. | ГЦСИ, инсталляция, мультимедиа 7 мар. — 14 апр.

Инклюзивное современное искусство.

Выбор редакции

5 мар. — 19 мая | ГМИИ им. А. С. Пушкина, графика, живопись 5 мар. — 19 мая