Виктория Пономаренко
3 апреля 2017

Ликбез: неизвестные шедевры российского авангарда

Куратор выставки «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев» Андрей Сарабьянов рассказывает, чем примечательны главные экспонаты, привезенные в Москву.

Еврейский музей и Центр толерантности начал знакомить московскую публику с неизвестным, разбросанным по провинции авангардом еще в прошлом году. Тогда состоялась первая часть выставки, объединяющей картины ключевых фигур авангарда и редкости от незаслуженно забытых авторов. Куратор проекта — один из составителей трехтомника «Энциклопедия русского авангарда» Андрей Сарабьянов. Собственно, выставки — продолжение его важного просветительского исследования.

Андрей Сарабьянов: «Эль Лисицкий — один из столпов русского авангарда. На выставке он представлен редкой литографией, которая имеет большую ценность».

Деталь По Лисицкому, «проун» (проект утверждения нового) — это супрематическая композиция, вышедшая в трехмерное пространство, то есть своеобразный шаблон для архитектуры, дизайна мебели, театральных декораций и т.д.

Андрей Сарабьянов: «Единственное сохранившееся произведение художницы по фамилии Шмит-Рыжова. Больше ее работ мы не знаем, хотя она была довольно активным участником Союза молодежи».

Деталь Людмила Шмит-Рыжова была автором и оформителем сборника «Студия импрессионистов» (1910) — одной из первых книг русского авангарда.

Андрей Сарабьянов: «Эйгес интересен тем, что был участником ранних выставок "Бубнового валета", в 1910 и 1911 годах. И сезаннизм, в котором он работал тогда, художник пронес через всю жизнь. Это работа 1927 года, и она также относится к сезаннизму».

Деталь Работы Вениамина Эйгеса есть в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина (часть собрания искусствоведа Павла Эттингера).

Андрей Сарабьянов: «Юдин учился у Малевича в Витебске, и осталось всего две его работы того периода, эта — одна из них».

Деталь Художник иллюстрировал стихотворения обэриутов (Объединение Реального Искусства) Даниила Хармса и Александра Введенского в легендарных детских журналах «Чиж» и «Ёж».

Андрей Сарабьянов: «Это поздний сезаннизм, очень красивая работа, которая редко появляется на выставках. Она в некотором роде связывает первый этап авангарда со вторым; на втором этапе авангарда еще продолжались традиции "Бубнового валета"».

Деталь Объединение «Бубновый валет», основанное Аристархом Лентуловым и сотоварищами в 1910 году, фактически положило начало эпатирующим акциям авангардистов. Само название группы намекало на провокацию. В царской России «бубновыми валетами» называли каторжников. В карточном жаргоне «бубновый валет» — это мошенник.

Андрей Сарабьянов: «Практически неизвестная работа Фалька, ранее она нигде не фигурировала».

Деталь Роберта Фалька можно назвать дедушкой советского неофициального искусства. В 1950-е творческая интеллигенция, недовольная советскими эстетическими (и не только) порядками, вечерами собиралась в квартире художника.

Андрей Сарабьянов: «Одна из последних работ, сделанных Кандинским в России, в этом ее уникальность. Вскоре после ее создания он уехал в Германию».

Деталь Первые абстракции Василий Кандинский создал в 1910 году. Примерно тогда же он сформулировал термины «импрессия», «импровизация» и «композиция», которыми впоследствии обозначал свои живописные циклы.

Андрей Сарабьянов: «Хит выставки, единственная работа Пуни, которая осталась в региональных музеях России».

Деталь Иван Пуни был прекрасным куратором. В 1915-1916 гг. он организовал футуристические выставки «Трамвай В» и «0,10», а уже в эмиграции, в берлинской галерее Der Sturm, устроил себе по-настоящему новаторскую ретроспективу. Работы разных лет были собраны, как сейчас бы выразились, в тотальную инсталляцию, а открытие сопровождалось чем-то вроде перформанса.

Отзывы о «Ликбез: неизвестные шедевры российского авангарда»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

3 окт. — 20 янв. | Еврейский музей и Центр толерантности, живопись 3 окт. — 20 янв.

Выбор редакции

19 сент. — 20 янв. | Новая Третьяковка, декоративно-прикладное искусство, графика, живопись 19 сент. — 20 янв.

Ретроспектива одного из главных русских авангардистов.

Выбор редакции

29 сент. — 3 февр. | Музей современного искусства «Гараж», инсталляция 29 сент. — 3 февр.

Первая в России выставка остроумного бельгийского концептуалиста.

Выбор редакции

27 нояб. — 3 марта | Московский музей современного искусства на Петровке, графика, скульптура, фотография 27 нояб. — 3 марта

Ретроспектива скульптора-кубиста.

Выбор редакции

6 окт. — 17 февр. | Третьяковская галерея в Лаврушинском, живопись 6 окт. — 17 февр.

Пейзажи, магию которых не переплюнут никакие цифровые технологии.

4 окт. — 27 янв. | Музей русского импрессионизма, графика, живопись 4 окт. — 27 янв.

Как появился русский футуризм.

31 окт. — 20 янв. | Музей Востока, декоративно-прикладное искусство, графика, живопись 31 окт. — 20 янв.

Большой проект к столетию музея.

24 окт. — 3 февр. | Мультимедиа Арт Музей, графика, живопись 24 окт. — 3 февр.

Альбомы и новая серия живописи Виктора Пивоварова.

Бесплатно

9 нояб. — 9 февр. | Галерея Гари Татинцяна, инсталляция, скульптура 9 нояб. — 9 февр.

Татуированные свиньи, Maserati в ближневосточном орнаменте и другие шутки неоконцептуалиста.

Бесплатно

8 дек. — 2 февр. | RuArts, фотография 8 дек. — 2 февр.

Снимки на грани порнографии от японца Нобуёси Араки.

3 нояб. — 27 янв. | Наши художники, живопись 3 нояб. — 27 янв.

30 работ портретиста-эмигранта, модного в Европе и США.