Концертный зал им. П.И. Чайковского

Оценка редакции
Концертный зал им. П.И. Чайковского
Адрес: г. Москва, Триумфальная пл., 4/31
Официальный сайт: http://meloman.ru

Один из главных концертных залов Москвы с выступлениями лучших классических и эстрадных исполнителей.

В сезоне 2004-2005 гг. Концертный зал имени П.И.Чайковского предстал перед слушателями в обновленном виде. В зале были проведены несколько независимых акустических экспертиз, которые дали рекомендации по ремонту. Летом был проведен первый этап реконструкции: в зале установлены новые кресла, отреставрирован пол, в Германии изготовлена легко трансформирующаяся дополнительная сцена. В результате изменилась пространственная концепция зала, расширились его творческие возможности, значительно улучшилась акустика. Теперь можно легко разобрать партер и разместить на этом месте оркестр, освободив сцену для постановок опер, или достроить сцену для исполнения масштабных произведений, требующих увеличенных составов исполнителей. Концертный зал имени П.И.Чайковского, сохранив свою праздничную торжественность, стал гораздо удобнее для артистов и слушателей.

В КЗЧ проходят выступления ведущих солистов, симфонических оркестров, хоровых, хореографических,фольклорных, эстрадных коллективов; ставятся оперы в концертном исполнении, музыкально-драматические постановки. В зале проходят фестивали и конкурсы «Русская зима», «Московские звезды», «Московская осень», «Таланты России», вечера балета, выступления танцевальных коллективов, Пушкинские праздники и Дни поэзии и т.д. Московская филармония проводит здесь около 300 концертов в год.

Ближайшие события

Отзывы о «Концертный зал им. П.И. Чайковского»

Татьяна 20 января, 12:17

"Рахманинов. Письма к тебе..." Концертный зал им. Чайковского
Было бы небольшим преувеличением сказать, что я частый гость концертов классической музыки. Но если предоставляется такая возможность, с удовольствием ею пользуюсь.

Музыка Рахманинова точно волнует душу. Особенно на концерте с акустикой концертного зала, "живого" звука симфонического оркестра, виртуозного исполнения партии фортепиано...
Остаться равнодушным и не проникнуться волшебным воздействием музыки - невозможно! Никаких посторонних дел, лишь ты и музыка. Ну, и ещё не одна сотня сослушателей в зале :-)))). Кстати, о сослушателях. Зал был абсолютно полон, ещё от метро спрашивали лишние билетики, а на сайте "билетов нет". Приятно осознавать, что такие концерты пользуются абсолютной популярностью.

Немного конкретики.
Прозвучали романс "Сирень", "Концерт №3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30 (1909)" и "Симфония №2 ми минор, соч. 27 (1907)".
Проект интересен тем, что помимо непосредственно музыки со сцены звучали и слова.. Слова из писем, которые писал Рахманинов друзьям, и которые друзья писали Рахманинову.
...Я так жду! Чего? Конечно, когда зацветет сирень...
...Почему-то мне так не нравится этот 1917-й год...
То, что приходится играть в Нью-Йорке огромное количество концертов - ...."это каторга! Но не мне в Нью-Йорке это писать, и не тебе в России это читать"...

Очень мне нравится такое сочетание музыкальных творений композитора и немного личного...

Конечно, надо сказать и об исполнителях, подарившим зрителям великолепный концерт.
Большой симфонический оркестр им. Чайковского.

Дирижёр Владимир Федосеев.

Александр Малофеев - фортепиано.
Ему всего 18 лет, а он уже обладатель множества наград, в том числе Гран-при I Международного конкурса Grand Piano Competition. Очень символично, что на сцене он рядом с дирижёром Владимиром Федосеевым, которому к слову 87 лет... Музыка точно вне возрастов!
Концерт для фортепиано с оркестром, конечно, совершенно покорил зал. Александра не отпускали со сцены (и вполне заслуженно!), так что в итоге зал был вознаграждён :-)))). Хоть несколько непривычно было бисирование после первого отделения :-)))))

Письма читал Кирилл Пирогов, актер театра Мастерская Петра Фоменко. Буквально несколько дней назад видела его в образе Дона Гуана, Фауста, Пушкина, сорри, Лидина...
Его бархатный баритон было приятно услышать и тут.

Вера Вера 27 ноября 2019, 02:07

Спустя годы намерения я наконец побывала в Филармонии, в концертном зале имени Чайковского.
Зал потрясающий, идеально отстроенный архитектурный изыск. Видимость и слышимость отовсюду несравненная.
И эстетика: светлые стены, белые сидения и перила, кружевной дизайн, изящные колонны, мягкий основной свет и меняющаяся подсветка отдельных элементов - пастельной палитры с волшебным настроением, почти невидимые нити микрофонов с потолка, элегантные ряды букетов на краю сцены. Искусное архитектурное решение в целом, которым Москва может гордиться на мировом уровне.
На сцене Российский Государственный симфонический оркестр кинематографии, тот самый, который озвучивал так много советских фильмов, которые мы любим, на которых мы выросли.
И та-дам! Им управляет заслуженный дирижёр Сергей Скрипка! С детства меня завораживала его фамилия в титрах фильмов, и я гадала: фамилия подтолкнула его к этой деятельности или такое неслучайное совпадение? И вот он перед глазами, высоко благородный человек, истинный маэстро. Так гладко, слаженно управлять 70-ю людьми, 70-ю инструментами может только шаман, владеющий техниками безоговорочного воздействия.
Программа была посвящена кино-композиторам Вайнбергу и Лепину. Оркестр исполнял оригинальную музыку из фильмов, это была филигранная работа. А два огромных экрана показывали нарезки из этих фильмов. Так замечательно всё оживало, создавался дополнительный объём восприятия. Было интересно переключаться с канала на канал: то отдаваться созерцанию симфонической игры и Скрипки в действии, то улыбаться кадрам из фильмов.
Даже Винни-Пух с Бонифацием зашли в этот вечер в филармонию!
И ещё неожиданностью для меня стала любимица Нонна Гришаева: безупречная и вдохновляющая, исполнившая всеми любимую "Песенку о хорошем настроении".Всё вместе стало настоящим праздником для души.

Ольга Сорокина 25 ноября 2019, 12:17

Концерт "Портреты композиторов" в Московской филармонии

В Московскую филармонию я всегда хожу словно на праздник. Да-да! Именно с этим вот радостным чувством предвкушения праздника! Особенно, если программа в Концертном зале имени П. И. Чайковского Он такой красивый, этот зал! Обожаю его белые стены, колонны, ряды изящных кресел. Столько простора и воздуха! Кстати, построен он по принципу древнегреческого амфитеатра, и звук отличный в любой точке, даже на галёрке.

На этот раз я выбрала концерт

Портреты композиторов
Музыка к известным фильмам в исполнении Российского Государственного симфонического оркестра кинематографии (Дирижёр Сергей Скрипка)

Моисей (Мечислав) Вайнберг
Анатолий Лепин

У Российского Государственного симфонического оркестра кинематографии целая серия концертов, посвященных актёрам и композиторам, писавшим музыку для кино.

Кино, пожалуй, и сейчас самое доступное из искусств. А уж в советское время и подавно. И писать музыку для кино практически означало быть на пике популярности. Но... рядовой зритель вроде меня помнит фильмы, помнит песни, а вот помнит ли авторов.. И тем ценнее подобные концерты
Тем более, что помимо музыки в них много сказано о самих композиторах. Биография, истории из жизни, любопытные и значимые эпизоды творческой биографии. Например, о Мечиславе Вайнберге много интересного рассказала вдова композитора Ольга Рахальская
Но обо всём по порядку.

1-е отделение было посвящено Мечиславу Вайнбергу

Моисей (Мечислав) Вайнберг - человек, подаривший нам музыку к фильмам: «Летят журавли», «Укротительница тигров», «Медовый месяц», «Шофёр поневоле», «Тегеран-43» и др.
А ещё к всеми нами любимым мультфильмам «Каникулы Бонифация», и «Винни-Пух»!
Боже, каким удовольствием было снова услышать эту музыку! И не только!

Благодаря техническим возможностям зала, организаторы совместили концертную программу с демонстрацией кадров из всех фильмов, музыка из которых звучала. Какая же это великолепная идея! Сколько эмоций, сколько воспоминаний!

2-е отделение было о творческом пути Анатолия Лепина

Анатолий Лепин - это музыка к фильмам: «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Мы с вами где-то встречались», «Дайте жалобную книгу», «Солдат Иван Бровкин», «Здравствуй, Москва!», «Приключения Буратино», «Деревенский детектив», «Приключения Толи Клюквина», «Фантазеры», «О Москве и москвичах»

Как прекрасно исполнила песню из "Карнавальной ночи" Нонна Гришаева!
Впрочем, все солисты были шикарны.
Особенно радостно было снова видеть молодых и очень талантливых Дарью Январину и Александра Казьмина, которого я помню по рок-опере "Преступление и наказание" в театре Мюзикла. Здесь он был совсем другой и идеально вписался в общую картину концерта. Браво!
Александр Ильин, неожиданно для меня исполнивший песню Винни Пуха, тоже порадовал!
Да и все-все, кто принимал участие в концерте.
Как же это было прекрасно и очень, очень душевно!
Спасибо всем! И Детской музыкально-хоровой школе «Пионерия»
И ведущим Сергею Шустицкому и Сергею Капкову, который был ещё и режиссером концерта.
И конечно же оркестру и его дирижёру Сергею Скрипке.
Кстати, в следующем году Концертному залу имени П. И. Чайковского исполняется 80 лет. В это как-то совсем не верится, такой он современный и внешне и по техническим параметрам. Шикарнейшая акустика, орган, уникальная светотехника - всё это позволяет проводить концерты на таком уровне, что позавидуют многие новые залы.

Ну, а я после этого концерта завидовала сама себе, столько удовольствия случилось испытать!

Да! Следующий концерт в исполнении Российского Государственного симфонического оркестра кинематографии совсем скоро!
Уже 20-го декабря. Имейте в виду!

Мария 21 ноября 2019, 06:13

Вечер в Московской филармонии

В прошедшую субботу удалось прикоснуться к волшебному миру классической музыки.
В программе Московской филармонии https://meloman.ru/ были представлены произведения Рахманинова, а именно Соната для виолончели и фортепиано соль минор, соч. 19 и Бетховена Соната №9 для скрипки и фортепиано ля мажор ("Крейцерова"), соч. 47 (переложение для виолончели и фортепиано).
Программа состояла из двух частей. Первая былая посвящена исполнению сонаты Рахманинова, вторая - Бетховена. Партию фортепиано мастерски исполнил Борис Березовский, возможно, многим знакомый как бывший ведущий программы "Вспоминая великие страницы" на канале "Культура", а партию виолончели - Александр Князев, который является солистом Московской филармонии, заслуженным артистом России и лауреатом различных конкурсов.
Мне досталось очень удобное место в амфитеатре, откуда открывается отличный обзор. Об акустике и самом зале стоит упомянуть отдельно. Мне повезло получить классическое музыкальное образование по классу фортепиано, потому качество звука при исполнении классических произведений для меня очень важно. Зал сконструирован таким образом, что создается впечатление, будто музыканты исполняют произведение не на сцене, находящейся в нескольких метрах от тебя, а в непосредственной близости. Звук как будто обволакивает и проникает внутрь. Помните это ощущение мурашек, когда слышите любимые музыку или новое произведение, которое вам сильно нравится? Мне кажется, что это ощущение во многом зависит не столько от исполняемого произведения, сколько и от качества акустики. Впрочем, в этом рекомендую убедиться самостоятельно.
Есть небольшая путаница с нумерацией мест. Но если вдруг запутаетесь, то можно обратиться к девушкам, стоящим у входа в зал. Они всегда помогут. Ну и стоит прийти несколько пораньше, чтобы было время найти место и удобно расположиться.
Также в самом здании находится очень светлое и удобное фойе, которое кстати было недавно отреставрировано. По нему рекомендую пройтись после концерта.
Стоит упомянуть, что сам КЗ находится непосредственно на Триумфальной площади, так что если останется время после концерта, можно пройтись по центру и полюбоваться Москвой, готовящейся к наступающему Новому году, если повезет, покачаться на качелях, потом можно свернуть на Садовую и попасть в гости к Булгакову, далее построить маршрут по своему усмотрению.
А организаторам хочется еще раз сказать спасибо за возможность посещения концерта.
Вам тоже рекомендую его посетить.

Manamadnail 18 ноября 2019, 06:05

В эту субботу я снова волшебным образом окунулась в мир классической музыки. Опять м. Маяковская - это прям уже традиция, Триумфальная площадь и концертный зал им. Чайковского. Москва потихоньку готовится к НГ и на площади перед залом ярко и празднично. Кстати, данный зал одни из крупнейших концертных залов России.
В фойе приятная суета, поскольку в здании несколько залов, слушатели расходятся в разные стороны. 16 ноября состоялся концерт Бориса Березовского (фортепиано) и Александра Князева (виолончель) в Большом зале. Именно туда я и направляюсь. Второй этаж, амфитеатр.
Хочу снова отметить, что предпочитаю партеру балкон или амфитеатр. Мне кажется, обзор там лучше, хотя поскольку я пришла случать концерт, особой разницы нет. Почему? Потому что зал сделан по принципу римских театров - сцена и полукругом места для зрителей. А значит звук отличный в разных уголках зала. Немало благодаря тому, что в 2008 году была улучшена акустика зала с помощью специальных акустических щитов.
В программе были заявлены (в рамках абонемента №56. Камерные вечера):
1) Рахманинов. Соната для виолончели и фортепиано соль минор, соч. 19
2) Бетховен. Соната № 9 для скрипки и фортепиано ля мажор («Крейцерова»), соч. 47 (переложение для виолончели и фортепиано)
Как всегда, игра великолепна, 1,5 часа пролетели как мгновение. Первое отделение было посвящено произведению Рахманинова. Второе отделение – Бетховену.
Отдельно несколько слов исполнителям.
Борис Березовский удостоен Премии города Москвы «Музыкальное искусство» в 2015г. и почетного звания «Заслуженный артист РФ» годом позже. С 1990 года выступал с лучшими оркестрами мира, активно гастролирует и по России. Вел передачу «Вспоминая великие страницы» на телеканале Культура.
Александр Князев – заслуженный артист России, солист Московской филармонии. Лауреат различных музыкальных конкурсов. Также выступал с ведущими оркестрами мира. В 1995-2004 гг. Александр преподавал в Московской консерватории. Самое интересное, что артист успешно выступает в качестве органиста и виолончелиста.
Кстати, если у вас есть время, советую пройтись по фойе и осмотреться. Во время реставрационных работ был восстановлен мраморный пол, сохранившийся с 30-х годов прошлого века. Также можно заметить электронные мониторы, на которых транслируется афиша, и самое главное, концерты, которые в данный момент проходят в Большом зале. Я узнала об этом совершенно случайно.
В общем, как всегда в восторге от программы, артисов и самого Концертного зала.

Надежда 8 ноября 2019, 12:06

Уже не раз писала, что люблю ходить в Московскую филармонию, потому что программы у них на любой возраст и предпочтение. Так в выходные в Концертном зале имени П. И. Чайковского смотрела концерт Хореографического ансамбля «Берёзка» имени Н. С. Надеждиной. Это коллектив с 70-летней историей, которому рукоплескали на всех континентах, его поклонниками были Джон Кеннеди, Мао Цзэдун и другие выдающиеся личности. Всемирную известность ансамблю принёс русский девичий хоровод под песню «Во поле берёзка стояла...», с него начался и концерт в Филармонии.

Впервые, с теперь уже коронным номером, девушки «поплыли» в 1948 году на площадке московского летнего театра «Эрмитаж», но до сих пор тайна знаменитого плывущего шага восхищает зрителей, кажется что исполнительницы стоят, а сцена под ними вращается.

Всего в программе было представлено 15 номеров: «Балагуры», «Холостяки», известная «Цепочка» и др. Каждый танец олицетворял русское начало: вот о балалайке, о цветах, это про ямщиков, вот с гармошками, а это про Петрушку — так посмотрев концерт можно узнать фольклорное прошлое нашей страны. Девушки все как одна — красавицы, все на своём месте и с улыбкой, их движения отточены, даже кисточки на платках покачиваются синхронно. Но мне больше понравились мужчины, у них более сложные сольные номера, и не менее красивые. Каждый танец — это новые костюмы, яркие краски бархата и шифона, блеск бисера — настоящее произведение искусства. В ансамбле организован оркестр народных инструментов, а вокалистка просто очаровала своим голосом, как хрустальный ручеек из сказки. По окончании на сцену вышла художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля Мира Михайловна Кольцова.

Овации долго не смолкали, вообще я давно не видела таких благодарных зрителей, каждый переход в танце они награждали аплодисментами, особенно порадовало что в зале присутствовало много детей и подростков, которые были увлечены происходящим. Лично мне очень понравилось выступление, с каждым ударом каблучка внутри что-то отзывалось и хотелось пуститься в пляс, наверное то была моя душа.

«Берёзка» — это воплощение национального искусства, в советское время она являлась визитной карточкой страны, очень надеюсь, что и в наше время интерес к творчеству легендарного коллектива будет расти.

Manamadnail 6 июня 2019, 05:44

Вот уже год подряд я прохожу мимо Концертного зала им. Чайковского, и каждый раз я говорила себе — хочу попасть в этот зал, хочу побывать на концерте. И не просто так, я очень люблю классическую музыку еще с времен музыкальной школы (но не учить гаммы).
И вот 31 мая мы с подругой попали на открытие летнего сезона. В программе были заявлены Дворжак, Маркес, Гершвин, Гершвин – Фролов и Гардель. Саму программу разделили на 2 отделения: в первом - исполнили Симфонию № 9 в 4 части. Вообще, это последняя симфония Антонина Дворжака, была написана им в 1893 году во время пребывания в США и основывается на национальной музыке этой страны. Не зря в название добавляют «Из Нового Света». Дирижером выступил Димитрис Ботинис.
Не передать словами, как это было здорово. Вообще весь концерт был посвящен композициям так или иначе связанных с Америкой (как Северной, так и Южной). Первое отделение полностью состояло из одного произведения, но все 4 части отличались друг от друга, они сначала вовлекали, и даже, можно сказать медленно вводили в транс. Но последняя часть Allegro con fuoco, она была полна неистовой силы и динамики. И с окончанием части было однозначно пора на антракт, чтобы пережевать эту музыку, усвоить ее.
Что ж, начало второго отделения началось с Гершвина и его Кубинской увертюры. Однозначно, верный старт. Произведение длится около 10 минут, и все это время мне хотелось пуститься в «пляс», это увертюра однозначно про солнечную Кубу, зной, ритм танцовщиц. В ней есть все — и танцы, и сиеста с медленными переходами, и зажигательный ритм, и яркое палящее солнце и вечерняя прохлада. и самое главное, эти минуты так быстро пролетают, вроде вот совсем недавно ты словно был на пляже или на площади, где прекрасные девушки танцевали со страстью и вот, пару аккордов и на этом уже все.
Второе произведение, написанное Игорем Фроловым - Фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» для скрипки и фортепиано. Это достаточно популярное произведение, которое любимо как исполнителями, так и слушателями. Ведущий скрипач —Павел Милюков. Очень тонкое исполнение, захватило меня с самого начала и до последних нот.
Еще одно не менее интересное произведение Танго Por una Cabeza, написанное Карлосом Гарделем и Альфредо Ле Пера. В переводе с испанского, это танго означает буквально «потерявший голову». И это танго также примечательно тем, что в фильме «Запах женщины» танго исполнили Аль Пачино и Габриэль Анвар именно под мелодию «Por una cabeza».
Ну и последнее произведение мексиканский композитора Артуро Маркеса, это — Danson № 2 или Танец № 2, ставшее известным благодаря исполнению Симфонического оркестра им. Симона Боливара в рамках тура 2007 года. Это произведение такое живое, тягучее, полностью отражает мелодии латинской культуры.
Но это все слова... ими не передать ни технику музыкантов, ни замечательное руководство дирижера (Димитрис Ботинис), ни тонкое исполнение скрипача (Павел Милюков), ни отлично подобранные произведения. Весь вечер был заполнен восхитительной музыкой, и мне не нужны были мои очки, ведь я наслаждалась не глазами. Контраст медленных частей, сменяющихся ритмичными звуками. Каждый раз я задаюсь вопросом, как из 7 нот получатся такие шедевры, которые не подвластны времени?

Елена Елена 28 мая 2019, 11:41

22 мая 2019
мне посчастливилось побывать в Концертном зале имени П. И. Чайковского, что на Маяковке, на концерте, абонемента «Концерт–лекция для молодежи о самом универсальном языке мира». В зале действительно было много подростков с родителями, были даже малыши и просто взрослые без детей.
Сам концерт коротенький, чуть больше часа, но очень ёмкий, лаконичный, информативный. Ведущие - музыковед, музыкальный критик Ярослав Тимофеев и
медиаменеджер Московской филармонии, создатель блога Muzium рассказывали об истории пения , начиная со времён палеолита, когда пение родилось из плача и смеха, до наших дней.
На сцене присутствовал полным составом огромный Академический симфонический оркестр Московской филармонии (думаю, примерно 80-100 человек) под руководством молодого и задорного дирижера Алексея Рубина. Фольклорная певица в народном костюме спела русскую народную свадебную песню. Церковный священник познакомил нас с религиозной музыкой. Но главными заездами вечера были Надежда Гулицкая (сопрано) и
Александр Мурашов (тенор). Во второй части концерта на сцену вышел огромный Камерный хор Московской консерватории. Таким образом, на сцене одновременно оказалось чуть не 200 человек (оркестр, хор и солисты). Конечно, такое массовое выступление впечатляет, не на каждом концерте собирается такая тёплая тусовка))
В ПРОГРАММЕ:
Пуччини
Ариозо Калафа из III действия оперы «Турандот»
Орф «O Fortuna»– пролог из сценической кантаты Carmina Burana
Моцарт
Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта»
Гершвин
Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс»
Верди
Застольная песня из оперы «Травиата»
В программе были самые известные оперные бестселлеры, а «Кармину Бурану» пели всем залом (на сцене на экране был текст).
В общем, концерт очень понравился. Абонементы на осень уже в продаже, очень советую школьникам и из родителям!

Galina Sot 28 мая 2019, 05:03

Как в наш век миллионов информации, как найти нужную, интересную, полезную?
Например, как познакомить ребенка с музыкой?!

Один из таких необычный интерактивных проектов для детей и подростков - это концерт-лекция «Язык музыки» в зале имени П.И.Чайковского.
Мы попали на часть программы «Голос - о самый универсальный язык в мире».
Сходить на всю эту программу стоит каждому - это первое знакомство с миром классики, которое может обернуться любовью на всю жизнь.

Здесь организаторы отлично продумали все детали:
🎼 Концерт был интерактивным: слушатели смогли почувствовать себя участниками большого музыкального действа.
• Сначала рассказывали про голос, что мы все можем посмеяться и поплакать, поорать. И здесь было представлено произведение Рахманинова, где передается настроение только звуком голоса без слов.
«Этот вой у нас песней зовётся», только красиво =)
• За тем по развитию человечества было духовное и народное пение. И так же мы послушали и теорию, и практику, сравнили что кому ближе.
• Рассказали и про то как устроен наш голосовой аппарат, и как его берегут Примадонны или как в средние века улучшали голос мальчикам.
С этим вопросом меня потом мучила дочь: «Зачем кастрировали?..»
• Ну а потом по традиции развития музыки были представлены прекрасные произведения отдельно для женского голоса, мужского тенора, когда они вместе и когда все это объединить с хором и оркестром.
Одним словом, о голос, как о единственный нерукотворный инструмент, был раскрыт со всех сторон.
🎼 И даже весь зал попел, а самые быстрые (кто успел добежать до сцены) – даже продирижировать оркестром.
🎼 Что говорить о том, что концертный зал им.Чайковского – уникальное архитектурное сооружение с замечательной акустикой и невероятной творческой атмосферой.
И просто попасть на любой концерт здесь – это целое событие.
А если потом заглянуть в кафе, то долг вообще будет выполнен полностью =)

Поэтому вдвойне не понятно: «Почему зал был большую часть пуст!?» Пусть побольше людей приходят на такие мероприятия.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
концерты

Концертный зал им. П.И. Чайковского - адрес на карте

Фотографии к «Концертный зал им. П.И. Чайковского»