Концерт Студии Новой музыки

Оценка редакции
Выбор редакции

В сезон 90-летия со дня рождения Николая Каретникова ансамбль Студия новой музыки и Фонд Николая Каретникова представят важное "пропущенное звено" истории новейшей музыки: мировую премьеру последней российской камерной симфонии ХХ века ― Камерную симфонию №2 Николая Каретникова (опус 32, 1994, посмертный). Последнее сочинение одного из крупнейших композиторов второго авангарда по замыслу "триконструкции" предстанет в контексте истории одного из жанров, определивших звуковой облик авангарда ХХ века ― камерной симфонии. Впервые в одной программе прозвучат три ключевых произведения трех основных его "ветвей" ― европейской, российской и американской. Эта музыка не звучала в нашей стране более 10 лет либо не звучала никогда.

Николай Каретников (1930-1994), один из лидеров советского послевоенного музыкального авангарда. Из всех композиторов-нонконформистов он наиболее последовательно продолжал диалог с нововенской школой в тот период, когда интерес многих его коллег сместился в сторону иных направлений музыкального авангарда. Вкупе с негласно существовавшим запретом на исполнение музыки его в позднем СССР это обусловило малоизученность творческого наследия Каретникова вплоть до недавнего времени. В своей Второй камерной симфонии композитор обратился к одному из главных жанров ХХ века, изобретенному Шёнбергом, ― камерной симфонии, в разработанной нововенской школой технике додекафонии ("двенадцати соотнесенных между собою тонов"), преданность которой он сохранил на всю жизнь. Расшифровкой окончания партитуры для премьеры занимался выдающийся дирижер и пропагандист новой музыки Игорь Блажков.

В основании "триконструкции" ― первое сочинение в этом жанре, созданное в первом десятилетии ХХ века: Камерная симфония №1 Арнольда Шёнберга (1906). Шёнберг полностью переосмыслил принципы камерно-оркестрового письма: пересмотрел состав оркестра на основе принципа тембрового равенства и объявил каждого исполнителя – не винтиком "оркестровой группы", а солистом. Две другие вершины "триконструкции" знаменуют творческую рецепцию жанра в России и в США в последнем десятилетии ХХ века. Камерная симфония №2 Николая Каретникова (1994), написанная им перед смертью, отражает далеко эволюционировавший поздний каретниковский сериализм, а получившая широкую известность Камерная симфония Джона К. Адамса (1992) представит американскую версию развития жанра в широко понимаемой минималистской манере.

"Триконструкцию" из трех камерных симфоний исполнит ансамбль Студия новой музыки. Дирижер — Сергей Акимов.

Со вступительным словом о Николае Каретникове выступит выдающийся историк кино, культуролог, основатель Музея Кино Наум Клейман.

Отзывы о «Концерт Студии Новой музыки»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Фотографии к концерту «Концерт Студии Новой музыки»

Другие концерты / классика