Концерт Владимира Юровского «Истории с оркестром — 2»

Оценка редакции

В 2016 году исполнилось 80 лет Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

Владимир Юровский Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Эйслера. 

Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с ведущими симфоническими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, оркестрами Гевандхауса, Консертгебау, Баварского радио и многими другими. 

Всеволод Гривнов родился в Москве. Учился в Российской академии хорового искусства имени А. В. Свешникова и Российской академии музыки имени Гнесиных. В 90-е годы был солистом Московского театра «Новая Опера», Оперы Ниццы (Франция) и Датской Королевской оперы.

С 2001 года певец выступает в Большом театре.

Андрей Батуркин родился в 1966 году в Москве. В 1993 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных в классе профессора А. Эйзена. Принимал участие в мастер-классе Ренаты Скотто в Москве (1997). С 1994 года Андрей Батуркин - солист Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. С 1994 года выступает также на сцене Московского театра «Геликон-опера». 

Андрей Батуркин - дипломант Международного конкурса оперных певцов в Шизуоке (Япония, 1996), лауреат Всероссийского телеконкурса Ирины Архиповой «Большой приз Москвы» (1997), Международного конкурса имени С. Рахманинова (1997), Международного конкурса имени Н. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (1998), дипломант X Международного конкурса имени П. Чайковского (Москва,1998), обладатель специального приза конкурса «Бельведер» в Вене (1998).

Максим Пастер родился в 1975 году в Харькове, где окончил дирижерско-хоровое отделение музыкального училища и вокальный факультет Государственного института искусств (класс профессора Л. Цуран).

Лауреат международных конкурсов: имени П. И. Чайковского (Москва, 2007), имени А. Дворжака (Карловы Вары, Чехия, 2000), «Янтарный соловей» (Калининград, 2002), имени А. Соловьяненко «Соловьиная ярмарка» (Донецк, 2002) и имени Б. Гмыри (Киев, 2004).

В 2002–2003 годах Максим Пастер был солистом Харьковского государственного театра оперы и балета. В 2003 году дебютировал в Национальной опере Украины имени Т. Шевченко (Киев) в Реквиеме Верди, а также в Большом театре России в партии Баяна на премьере оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки. С начала сезона 2004/05 годов — солист Большого театра.

Владимир Огнев окончил Новосибирскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки по классу вокала у профессора А. Г. Жукова (1994). Еще во время учебы, в 1992 году стал солистом Новосибирского театра оперы и балета, а через год — солистом театра «Санкт-Петербург-опера».

В 1996 году Владимир Огнев был приглашен на престижный оперный фестиваль в Уэксфорде (Ирландия), где принял участие в постановке оперы Дж. Мейербера «Северная звезда» (партия Петра Первого, дирижер Владимир Юровский, режиссер Дэнис Криф). В том же году он получил приглашение в театр «Геликон-опера», где был ведущим солистом труппы до 2003 года.

В программе:

Шебалин 
Сюита № 3 (из музыки к трагедии А. Пушкина «Каменный гость»)

Шнитке 
Сюита из музыки к телефильму «Маленькие трагедии»

Рахманинов 
«Скупой рыцарь» – опера в концертном исполнении

Отзывы о «Концерт Владимира Юровского «Истории с оркестром — 2»»

Елена Лебедева 9 июня 2019, 12:50

Во втором концерте фестиваля «Истории с оркестром» Владимира Юровского и ГАСО звучала гораздо более традиционная музыка, чем в первом.
Программа строилась исключительно вокруг «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. В первом отделении мы услышали редко исполняемую оперу «Скупой рыцарь» Сергея Рахманинова, сочиненную в 1905 г. По словам Юровского – не очень сценичную, во всяком случае не имевшую счастливой сценической судьбы.
Певцам, наверное, было не очень просто... Во-первых, то, что происходило, являло собой весьма своеобразный жанр: что-то среднее между концертом и театральной постановкой (у концерта был даже режиссер – Ася Чащинская).
Вообще-то бывало что-то подобное и раньше в концертах Юровского
Альбер (Всеволод Гривнов) – пел в обычном концертном костюме. Герцог (Андрей Батуркин) – тоже. Ростовщик (Максим Пастер Максим А. Пастер) – в жилетке на белой рубашке, чуть-чуть уже с намеком на костюм сценический... Слуга (Владимир Огнев) – с атрибутами слуги в руках... Барон (Сергей Лейферкус) – в подвале с сундуками предстал в халате, у герцога – в концертном костюме...
Во-вторых, поют артисты на авансцене, перед дирижером, смотреть на него им невозможно. А певцам же оперным удобнее всего принять соответствующую позу, уставиться в дирижера и выводить спокойненько свою партию...
А тут нужно было исключительно ухом следить, да еще такие необычные эскизные мизансцены строить перед оркестром...
Ну вот, получилось убедительно.
Музыка несценичной оперы оказалась прекрасной. Совершенно зря ругались на Рахманинова. Оркестр очень радовал. ГАСО всегда играет особенно ярко, когда за пультом их художественный руководитель.
Поразил 73-летний Сергей Лейферкус. Давным-давно не слышала его. Отличный образ вылепил на глазах, виден был колоссальный артистический опыт. Великолепно вписался в узкое пространство, выполз откуда-то из зала, устроил себе потаенный сумеречный подвал с дукатами на фоне оркестра. И голос звучал замечательно – красивый, сильный, полетный такой... Думаю, и до верха амфитеатров слова долетали...
Еще Максим Пастер особенно хорош был (Шуйский из прошлогоднего «Бориса Годунова», которого мы услышим еще 9 июня) – живой, занятный, голос гибкий, богатый... Артист..
Во втором отделении сначала сыграли сюиту Виссариона Шебалина из музыки к радиопостановке Всеволода Мейерхольда по «Каменному гостю» 1935 г. (инструментовка и редакция Леонида Фейгина). Шебалин – учитель Эдисона Денисова, и он тоже благоговейно оркестровал Мусоргского. Однако его собственная музыка – скорее традиционалистская. Композитор в ХХ в развивал каноны классики, не очень, видимо, принимая, современные ему музыкальные языки...
Никогда не выезжавший за границы России Пушкин, фактически определил, тем не менее, рамки, сюжеты и символы Испании в русской культуре. Внутри этой романтической образности и создавал Шебалин музыку «Каменного гостя» с ее красивыми танцевальными ритмами. Возможно, только в Финале сюиты – когда статуя является на ужин – там прорываются ветры ХХ века. Юровский предположил, что композитору виделась в этой сцене наползающая тень «отца народов»...
Имевшая успех радиопостановка, через несколько лет оказалась похоронена под спудом, о ней нельзя было вспоминать. Лишь в 1963 г., после смерти автора ее возродил к жизни Л. В. Фейгин.
Музыка Шебалина обозначила в этом концерте важный стилистический сдвиг.
Владимир Юровский обратился к оригинальной партитуре музыки Альфреда Шнитке к фильму «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера. Из этой «киношной», нет, – просто киношной, эклектической, прикладной и – потрясающе эффектной, впечатляющей мелодичной, красивой музыки дирижер сотворил сюиту. Включил в нее и то, что в фильме вообще не прозвучало.
Получилась своего рода премьера.
Вот это было очень сильное и очень сложное впечатление.
Фильму Швейцера как раз 40 лет. Когда-то я его очень любила (не знаю, как посмотрелся бы сейчас). И музыку в фильме люблю. Она удивительно красочная, соблазнительно мелодичная, такая простая и классичная... Именно такой полагается быть музыке для кино... Но в этом музыкальном воздухе композитор чудесно подвесил не исчезающую напряженность, нотку иногда чуть заметного, а иногда явного предательского скрежета...
Романтические вальсы и страшные шаги из мрака, Моцарт Шнитке и песни Лауры... Песня Мери – вообще одна из моих любимых песен, я ее про себя напеваю под настроение, вперемешку иногда с каким-нибудь Ich will meine Seele tauchen или Ich grolle nicht...
Вокальную партию Песни Мери в фильме исполняет Валентина Игнатьева – пронзительным высоким, чуть даже надрывным голосом, иногда намеренно рубит фразы, задыхаясь... Сейчас вот пересмотрела – это потрясающий фрагмент...
На концерте я пропала, конечно, в этой тоскливой красоте, утонула в соблазне певучей мелодии и роскошной звучности – оркестр справлялся замечательно...
На экраны демонстрировали отрывки из фильма Швейцера – воспоминания такие приятные...
А вот песни пела Анна Бутурлина, джазовое сопрано... И вот тут мне драмы не хватило. Красиво пела, сильный голос у певицы, владеет хорошо... Но, по-моему, не было безбашенной лихости в «Я здесь, Инезилья», не было тайны в «Жил на свете рыцарь бедный», и не было пушкинской тоски в Песне Мери...
Танцовщица еще носилась по залу в испанских танцах и нарядах... Я вообще-то в танцах гораздо хуже понимаю, чем в музыке, со мной бывало, что весь балет за дирижером слежу, особенно если, к примеру, Чайковский... Может, она и хорошая танцовщица, но я не поняла, зачем она понадобилась Асе Чащинской... За дирижером следить только мешала...
Оркестр-то играл в полумраке, «при свечах» и в красной подсветке, кино еще, и на Юровского-то здорово было смотреть... Красиво смотрелся; мгновеньями – с героем Юрского смешивался, а то еще с каким-нибудь демиургом...
Во вступительном слове дирижер говорил, что в «Пире во время чумы» Пушкин, как подобает гению, предвидит будущее, ХХ век и даже наш уже, XXI-й... Это у нас тут пир во время чумы... И рассказывал, что под монолог Вальсингама Шнитке написал мощную музыку, и в фильм она фактически не вошла...
Я ожидала почему-то, что кто-то петь станет.
Конечно – глупость. Какое там пение?!
Юровский повернулся к залу и закричал монолог Вальсингама. Красивым своим и хорошо поставленным уже баритоном.
Кажется, такое называется мелодекламация...
Только Юровский – не драматический артист. И это было – другое. Как дирижирование – человек выражает музыку всем своим существом, завораживая музыкантов...
А когда так – слова, получается выход за пределы искусства.
Прямое высказывание. Под какую-то совершенно отчаянную музыку, которой не переставал дирижировать...
Мурашки побежали. Страшно.
Я попробую, конечно, это переслушать. Но в записи и по второму разу такого шока, конечно, не будет.
9 июня нас ждет еще один концерт.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Фотографии к концерту «Концерт Владимира Юровского «Истории с оркестром — 2»»

Другие концерты / классика