Концерт Владимира Юровского

Оценка редакции

Владимир Юровский Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Эйслера. 

Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с ведущими симфоническими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, оркестрами Гевандхауса, Консертгебау, Баварского радио и многими другими. 

Дмитрий Шишкин родился в 1992 году в Челябинске. В трехлетнем возрасте впервые выступил на сцене, в шесть лет сыграл с оркестром, в восемь был назван «Человеком года» в Челябинске в номинации «Юное дарование». С четырех лет обучался в челябинской Средней специальной музыкальной школе имени П. И. Чайковского, в этот период стал победителем юношеских конкурсов «Щелкунчик», имени Фридерика Шопена в Пекине и имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге. 

Окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу (колледж) имени Гнесиных (2010, класс Михаила Хохлова) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (2015, класс профессора Элисо Вирсаладзе). Совершенствовал мастерство у Эпифанио Комиса в Консерватории имени Винченцо Беллини в Катании.

Лауреат международных конкурсов имени Ферруччо Бузони в Больцано (Италия, 2013, III премия и специальный приз за лучшее исполнение концерта Моцарта), под патронатом Бразильского банка экономического и социального развития (BNDES) в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 2014, II премия), имени Фридерика Шопена в Варшаве (2015, VI премия), Top of the World в Тромсё (Норвегия, 2017, I премия), в Женеве (Швейцария, 2018, I премия и три специальных приза), имени П. И. Чайковского в Москве (2019, II премия). 

Гастролировал во многих странах Европы и Азии, в США и ЮАР. Играл на престижных сценах – в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, МКЗ «Зарядье» в Москве, Концертном зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге, женевском Виктория-холле, венском Концертхаусе, брюссельском Центре изящных искусств Bozar, Варшавской филармонии, Токийском столичном театре и др. 

Выступал с Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, БСО имени П. И. Чайковского, АСО Московской филармонии, ГСО Республики Татарстан и «Новая Россия», Национальным филармоническим оркестром России, МГАСО под управлением Павла Когана, Симфоническим оркестром Мариинского театра, оркестрами Государственных капелл Санкт-Петербурга и Веймара, оркестром Романдской Швейцарии, Варшавским филармоническим, Бразильским симфоническим, Национальным оркестром Бельгии и другими коллективами. 

В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполняется 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории. 

В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965) и Евгений Светланов (1965–2000). В 2005 году коллективу присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002–2011 гг. – Марк Горенштейн. В 2011–2021 гг. должность художественного руководителя коллектива занимал Владимир Юровский. В 2021 году художественным руководителем коллектива назначен Василий Петренко.

Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве. 

За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры. 

С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм. 

Отзывы о «Концерт Владимира Юровского»

Елена Лебедева 9 июня 2019, 12:51

Начался очередной (седьмой) фестиваль «Истории с оркестром» Владимира Юровского. Что за чудесный концерт!
Поразительная личность – это дирижер! Непонятно, как ему хватает сил, времени, энергии, фантазии на все, что он делает...
В первом отделении стояли «Живопись» Эдисона Денисова и «Ноктюрны» Клода Дебюсси. Юровский изящно и изысканно почтил память выдающегося композитора советских времен, 90-летие которого приходится на нынешний год.
Во-первых, концерт открывала прекрасная оркестровая пьеса Денисова «Живопись». Во-вторых, в заключение концерта звучали «Песни и пляски смерти Мусоргского в оркестровке для баса с оркестром опять-таки Денисова.
Но было еще «в-третьих»...
Начиная концерт, дирижер произнес свое обычное вступительное слово – главным образом про связанные с программами даты. А потом заявил, что «Живопись» Денисова сыграют два раза. Один раз перед Дебюсси, а потом после. Сначала будет просто попытка послушать новую музыку (в зале, думаю, не очень много было людей, которые ее слышали и помнили), а потом – еще раз в сопоставлении с музыкой французского композитора, очень важного для Денисова...
Рядом со мной сидел человек с ученой степенью по нейрофизиологии.. – «Вот правильно, так и надо делать, – пробухтел он. – Усвоить столько новой музыки с одного раза мозг не в состоянии»...
Да, конечно, не в состоянии, но только не помню, чтобы кто-нибудь когда-нибудь делал так на концерте...
Перед вторым прослушиванием Юровский рассказал, что «Живопись» посвящена творчеству художника Бориса Биргера, друга Эдисона Денисова. Художника, примерно так же глобально выламывавшегося из советской стилистики, как и композитор... Под рассказ проецировали на экран фотографии друзей. А под музыку – картины Биргера: Натюрморт, Портрет Денисова, Красную комнату, Светящуюся обнаженную – полотна, непосредственно связанные с тем, что звучало... В начале и в конце – «мазки» нежные, полетные, неуловимые, почти как акварель, а в середине – угрожающий из мрака мощный тромбонный вой и сольный тусклый стон контр-фагота...
Вспоминаю – и звучит в голове... С двух раз-то мозг справился гораздо лучше...
Восхитительно интересно рассказывал Юровский про Дебюсси. Как, оттолкнувшись от Вагнера, стал еще в конце XIX в. писать музыку ХХ-го. Как исповедовал обращение к звучаниям природы вместо выдуманных людьми сложных приемов классической музыки... Как в «Облаках», притягивающих (если в небе) медленной переменой форм, он использовал изобретенный Мусоргским прием смены интервалов... Что прототипом «Празднеств» были скорей всего официальные мероприятия в Булонском лесу, что там слышны уже и Равель, и Прокофьев... Раньше не думала, а и правда – слышны... Что морские глубины «Сирен» совершенно необходимо исполнять в конце (как правило, играют только два первых ноктюрна) для равновесия замысла...
Звучало это все прекрасно, и особенно мне понравились как раз сирены, т.е. женская группа Камерного хора московской консерватории. По замыслу Дебюсси, хор здесь – один из инструментов оркестра, и вот это вышло очень красиво; пели чутко, точно, прозрачно, таинственно... Да и вообще, что Дебюсси – не импрессионист вовсе (у него никаких мимолетных настроений, все внятно и определенно), а скорее – символист, потому что наделяет природные картинки символическими смыслами...
Во втором отделении звучали два композитора трагической судьбы: Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) и Бернд Алоис Циммерман (1918-1970). Несчастный германский композитор, угодивший между двух музыкальных эпох, путавшийся в ложных идеологических штампах своего времени, глубоко страдавший всю жизнь германский фронтовик, покончил счеты с жизнью в 52 года.
Прозвучали его оркестровки двух фортепьянных пьес Мусоргского: «На южном берегу Крыма» и «В деревне»... Создавая их, Циммерман подчеркивал, в первую очередь, то, что русский композитор – предтеча искусства ХХ века... – это сказал Юровский.
Чудесные просто пьесы (не помню, чтоб я их слышала когда-то раньше), и очень странная для моего уха оркестровка, непривычная, не своя... В какой-то момент мне показалась, что и оркестру она тоже непривычна, ему трудно... Но как же интересно было слушать (и играть, наверное) этого приближенного к нам Мусоргского!
Потом исполняли пьесу самого Циммермана «Тишина и движение вспять», одно из последних его сочинений, 1970 г. Барабан отбивает джазовый ритм... В аннотации он связывается с биением сердца... Мне показалось, что это ритм похоронной процессии... Сын услышал еще и мерный стук уходящего поезда...
Потрясающая музыка нисхождения во мрак небытия, откуда вспять – невозможно. Странный, как будто случайный или гротескный набор инструментами: три виолончели и контрабаса, одна скрипка, один альт, аккордеон... Барабан, духовые... «Воспоминание» о большом оркестре – как прекрасно сказано в аннотации...
И еще самодельная «поющая пила», тягостный вой которой на ноте ре, т.е. D (deus, между прочим, начинается с этой буквы) перекликался в моем сознании и с тромбонами денисовской «Живописи», и с последовавшими за Циммерманом «Песнями и плясками смерти».
Вообще-то Мусоргский сочинил этот вокальный цикл для разных голосов под фортепьяно. Но есть традиция петь одним голосом (в версии Денисова – бас), музыку в этом случае приходится транспонировать. Страшные песенки на стихи Арсения Голенищева-Кутузова артистично исполнял Ильдар Абдразаков.
Смерть мужского пола (der Tod – согласно немецкой романтической традиции) разными оттенками звука уговаривала несчастную мать больного ребенка, прекрасную девушку, замерзающего пьянчужку... И превращалась наконец в ужасающего «Полководца»...
Опять чего-то мелькнули «Красная комната»... Тромбоны...
Это ж надо – составить такую программу!
Мрачновато, да. Но «разве бывает веселая музыка?» – люблю эту фразу Шуберта...
На фестивалях Юровского, кроме всего прочего, – качественные программки. Аннотации пишет композитор Антон Сафронов, очень квалифицированно. Причем в чем-то они с Юровским совпадают, а в чем-то – и нет. Разное рассказывают.
На фестивалях Юровского публика грамотно аплодирует. После «Колыбельной» какие-то, видать, оперные поклонники Абдразакова всплеснули вроде бы ладошками, но дирижер их мгновенно унял жестом...
Все три концерта «Историй с оркестром» обещают транслировать и записывают,. Вчера был восхитительный аншлаг, но если на завтра и воскресенье, появятся какие-то билеты свободный – бежать надо на эти концерты, просто бежать!
Там будут еще «Маленькие трагедии» Шнитке, «Скупой рыцарь» Рахманинова... Будет «Борис Годунов» в исполнении артистов прошлогодней парижской постановки... Никогда не исполнявшееся сочинения Юрия Буцко.
И, совершенно точно, будет не просто много хорошей музыки, будет масса открытий – про нее.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: )

Читайте про другие
события

Другие концерты / классика