Фамарь. Ветхозаветные женщины в европейском искусстве
Лекция посвящена картине голландского живописца Фердинада Бола «Иуда и Фамарь» из собрания ГМИИ им. Пушкина.
«Иуда и Фамарь» — довольно редкий в западноевропейском искусстве сюжет. Как эти персонажи изображались в разные эпохи? С чем связан внезапный рост популярности этого сюжета в Голландии XVII века? В центре внимания — работа Фердинанда Бола из ГМИИ им.А.С.Пушкина, написанная в 1653 г. Эту картину интересно рассматривать в паре с ее загадочным двойником из Музея изящных искусств в Бостоне.
История о женщине, переодевшейся проституткой, чтобы получить законных сыновей, меняется в зависимости от того, как ее изображают, и кто на нее смотрит. Как португальские криптоиудеи умудрились прочесть историю Иуды и Фамари как историю идеальной любви, о которой поют на свадьбах? Почему пример этого и других не совсем легитимных брачных союзов из Библии был столь важен для сефардской диаспоры в раннее Новое время и на основании чего феминистские критики увидели в Фамари не послушную и униженную жертву обстоятельств и патриархальной системы, а трикстера и героиню-победительницу? Закрытое и открытое, видимое и невидимое, законный брак и продажная любовь — что было в этой истории важно для Бола и его современников, и что важно для нас сейчас?
Лекторы — историк Галина Зеленина и искусствовед Дильшат Харман.
Вход свободный, необходима онлайн-регистрация.
Параллельно на сайте будет вестись онлайн-трансляция лекции.
На основе пресс-релиза