Москва для велосипедистов плохо приспособлена. Не позаботились в свое время градоначальники о специальных дорожках и светофорах. Но это еще не причина, чтобы отказаться от велопрогулок. Вот на выбор три маршрута.

Маршрут «Сады и огороды»

ВВЦ — завод «Арма»

Протяженность — 12,5 км.
Время в пути с учетом остановок — 2 ч 20 мин.


Причудливые силуэты ВВЦ: фаллический «Золотой колос», бык на фронтоне павильона «Мясная промышленность» и купол павильона «Космос», похожего одновременно на мечеть и на планетарий.

1. Выставка достижений народного хозяйства давно уже превратилась в огромный рынок. И тем не менее на задворках этого помпезного парка бронзовых колосьев и гипсовых доярок можно найти кое-что интересное не только для юного, но и для бывалого естествоиспытателя. Начать свой путь рекомендуем от павильона «Космос».

2. Слева от ангара находится павильон «Транспорт», за которым простирается широкое колхозное поле, разделенное заасфальтированными дорожками: кататься тут легко и приятно. Справа от памятника Тимирязеву расположен участок по выращиванию капусты. Здесь ее аж 7 видов: кольраби, цветная, ранняя и поздняя белокочанная, брюссельская, брокколи, красная. Слева от Тимирязева — грядки со смородиной, малиной, крыжовником в разных вариациях.

3. Миновав грядки и памятник Тимирязеву, выезжаем на широкую асфальтированную дорогу. Поворачиваем направо и едем прямо около километра. Перед нами — пруд с огромной фаллической фигурой посредине, это некогда прекрасный фонтан «Золотой колос». Прямо за ним — вход в Главный ботанический сад имени Цицина Российской академии наук. Конечно, «Ботаник» — место, достойное отдельных прогулок.

4. В «Ботанике» есть на что посмотреть: розарий, дендрарий, заповедная дубрава, сад прибрежных растений, вересковый сад и две оранжереи. Но сегодня мы ограничимся лишь посещением японского сада. Примерно две минуты езды от входа через парк непрерывного цветения — и мы у цели. Сад создавался в 70-х годах по проекту японского архитектора Накадзима. Тогда в Москву прибыла целая группа японских, как сейчас бы сказали, ландшафтных дизайнеров. Здесь есть 13-ярусная пагода, каменные фонари, сакура и множество необычных растений.


«Аптекарский огород», или Ботанический сад МГУ, был основан в 1706 году по указу Петра. Главный раритет сада — сибирская лиственница, которую, как говорят хранители, посадил сам Петр.

5. Надышавшись благотворным воздухом, вернемся к «Золотому колосу». Он находится на центральной оси ВВЦ, поэтому если мы будем двигаться в ту сторону, где больше людей, только прямо, никуда не сворачивая, то через 2 км окажемся у главного входа, а еще через 300 м — на проспекте Мира.

6. Поворачиваем направо, в сторону центра. Нас ждет довольно продолжительный марш-бросок, почти в 5 км. Однако преодолеть этот путь достаточно просто: проспект Мира на всей протяженности неплохо отремонтирован. Можно ехать либо по краю проезжей части, либо по широким тротуарам. Миновав вестибюль станции «Проспект Мира-кольцевая», подъезжаем к «Аптекарскому огороду» (пр-т Мира, 26). Здесь масса клумб и горок с благоухающими растениями, пруд с утками, водоемы с рыбками и черепахами. А поблизости немало уютных мест, где можно перекусить. Правда, в огород не пускают с велосипедом, поэтому придется приковать его тросом к кованой ограде.

7. От «Аптекарского» до пересечения с Садовым кольцом — 800 м. На перекрестке поворачиваем налево — впереди меньше 2 км спокойной езды с остановками на перекрестках. Не доезжая до «Курской», сворачиваем на улицу Казакова, за театром Гоголя — место назначения, завод «Арма», на территории которого находится Первый публичный огород. Здесь любой желающий может приобщиться к садоводству. За символическую плату можно арендовать грядку и высадить укроп, огурцы или капусту, а потом изредка навещать посадки, чтобы прополоть или полить растения. Такое пространство — первое в Москве, хотя для европейских городов подобные площадки давно не новость. В планах организаторов проекта — засадить петрушкой и репой всю Москву.


Маршрут «Высотная Москва»

Биржевая площадь — Москва-Сити

Протяженность — 8 км.
Время в пути с учетом остановок — 1 ч 40 мин.


В 1937 году художник Родченко и поэт Маяковский расписали тыльную сторону дома огромными рекламными картинами, которые можно увидеть и сегодня.

1. Долгое время Москва оставалась городом горизонталей. Строить здания выше колокольни Ивана Великого было запрещено, да и не нужно. Сейчас в это трудно поверить, но первый пятиэтажный дом архитектора Скоморошенко, возведенный в 1875 году на Биржевой площади (точный адрес — Ильинка, 5/2), был настоящим скандалом. Княгиня Тенишева — петербургская аристократка, имевшая дом по соседству, очень возмущалась этим строительством и назвала в своих мемуарах это здание в стиле модерн «возмутительным уродом». Кстати, вплоть до революции на первом этаже дома-гиганта располагался трактир, где купцы и промышленники отмечали удачные сделки, заключенные на бирже. Полюбовавшись резными наличниками верхних этажей, двинемся к следующей точке нашей «небоскребной» экскурсии.

2. На Манежную площадь можно выехать через Иверские ворота, затем движемся 900 м по Тверской — к серому сталинскому дому по левой стороне, прямо перед Пушкинской площадью. Въезжаем в арку, и мы у цели — Большой Гнездниковский переулок, дом 10, первый московский «тучерез». Соседние здания обступили его так плотно, что изразцы на карнизе можно разглядеть, лишь высоко задрав голову. Этот многоквартирный муравейник построил архитектор Нирнзее для обеспеченных холостяков. Все достижения инженерной мысли начала XX века нашли здесь воплощение: центральное отопление, система кондиционирования, электрические лифты. Крыша летом использовалась как кафе, а зимой превращалась в каток.

3. Двигаться дальше, до Арбатской площади, можно двумя путями: либо по Бульварному кольцу, либо, свернув с Большого Гнездниковского переулка, по Леонтьевскому и Калашному переулкам. Следующая остановка — дом Моссельпрома (Калашный, 2/10). В 1925 году над плоской Арбатской площадью вырос первый 11-этажный советский небоскреб. В основе чисто конструктивистского здания был доходный дом, у которого обрушилась угловая часть. Москвичи считали, что это не просто несчастный случай на стройке, а божья кара, поскольку здание возводилось на месте церкви.


Некогда одна из самых роскошных советских гостиниц, «Украина» теперь принадлежит славной международной отельной сети Radisson.

4. Дальше наш путь пролегает вдоль Нового Арбата. Здесь придется почти на полвека нарушить хронологию высотного строительства. Архитектор арбатских «книжек» Михаил Посохин застал несколько эпох. В послевоенные годы он проектировал дом на площади Восстания — одну из семи сталинских высоток с лепниной, скульптурами и шпилем. А спустя 20 лет освоил иной архитектурный стиль, и по его замыслу выросло пять 25-этажных каркаснопанельных жилых домов. В каждой из башен располагалось по 280 квартир с шикарной по тем временам планировкой. Жилье в этих престижных домах получали высокопоставленные чиновники и творческая элита.

Перед въездом на Новоарбатский мост, справа, находится еще один знаковый небоскреб — здание правительства Москвы, а если по-старому — дом СЭВ (Совета экономической взаимопомощи). Автор проекта — все тот же Посохин. Он всегда имел репутацию придворного мастера, долгие годы возглавлял «Моспроект» и даже сегодня эту должность занимает его сын. 31-этажный дом был сдан в эксплуатацию в 1970-м, строился на деньги стран Восточного блока с использованием передовых технологий, а потому даже 30 лет спустя сохранил европейский лоск, хотя и выглядит довольно старомодно.

5. Прямо за рекой нас ожидает один из красивейших небоскребов столицы — 35-этажное здание гостиницы «Украина». Из всех семи сталинских высоток «Украина» самая поздняя, но и самая совершенная. На момент открытия в 1957 году она считалась рекордсменом по вместительности среди всех гостиниц мира. Из 620 номеров после недавней реконструкции осталось только 543. Несмотря на то что «Украина» теперь зовется не гостиницей, а отелем, сервис здесь по-прежнему ненавязчив, так что она по праву может считаться не только памятником архитектуры, но и памятником совкового быта.

6. Продолжить путь лучше по набережной Тараса Шевченко. За «Украиной» открывается потрясающий вид на Москву-Сити. Конечно, от самого амбициозного проекта — башни «Россия» высотой в 612 м застройщик был вынужден отказаться, тем не менее посмотреть есть на что: с высокого берега можно в деталях увидеть то, что уже построено.


Маршрут «Велокруиз»

Берсеневская набережная — Болотная набережная

Протяженность — 8 км.
Время в пути с учетом остановок — 1 ч 40 мин.


Целый город из краснокирпичных зданий (ему без малого 120 лет) буквально нашпигован галереями, барами, ресторанами и клубами.

1. В самом центре Москвы есть настоящий остров, то есть буквально: часть суши со всех сторон окруженная водой. Появился он в конце XVIII века, когда по приказу Екатерины II был вырыт Водоотводный канал, отрезавший кусочек Замоскворечья от реки. Со всех сторон остров опоясывают 6 набережных. Для велосипедиста это отличная находка, потому что, во-первых, можно ехать, не теряя из виду реки, а, во-вторых, избежать утомительных остановок на светофорах. Начнем свой маршрут у бывшей фабрики «Красный Октябрь» и будем двигаться вокруг острова по часовой стрелке.

2. На пути — Берсеневская набережная, одна из старейших в Москве. Когда-то Берсеневскую, Софийскую и часть Раушской набережных — то есть все пространство напротив Кремля — занимал Государев сад. Московские князья частенько выезжали сюда для отдыха на пленэре, а потому сад приходилось содержать в порядке. Вскоре на задворках стали селиться садовники, оттого эта местность стала называться Садовники. Впрочем, с тех далеких времен на Берсеневке почти ничего не осталось. Самым древним артефактом являются палаты Аверкия Кириллова, построенные в начале XVIII века в стиле барокко (дом 20). Прямо за палатами — церковь Чудотворца Николы. Храм, чудом уцелевший в 20-е, успел побывать реставрационной мастерской, институтом музееведения, конференц-залом и даже складом. Сегодня здесь регулярно проводятся службы и работает воскресная школа.

3. Нырнув под Большой Каменный мост, украшенный чугунными колосьями и серпами, мы окажемся на Софийской набережной. Большая часть местной застройки относится к XVIII–XIX векам. Одно из самых интересных зданий — бывшее Мариинское училище, больше известное как усадьба Дурасовых (дома 8–10). Здесь в конце XIX века служил штатным преподавателем композитор Рахманинов. После 1917 и до 1960-х годов в зданиях располагалась школа № 19, в которой учились дети Микояна, Вышинского и прочие отпрыски номенклатуры.

4. Впереди по курсу — Большой Москворецкий мост. Он был построен в 1938 году взамен старого. Предыдущий мост простоял 80 лет и был первым в Первопрестольной металлическим мостом. А вообще это место — старейшая в столице водная переправа, появившаяся здесь едва ли не раньше, чем сам город.


Московская эклектика: конструктивистское здание «Ударника» соседствует с индустриальными трубами и с современной скульптурой императрицы Екатерины.

5. Раушская набережная сегодня — настоящий необитаемый квартал. В округе осталось всего два жилых дома, в остальных квартируют учреждения и офисы. Самое интересное сооружение здесь — здание электростанции, строительство которого началось еще до революции, а закончилось в 1928 году. Для многих иностранцев, бывавших в Москве, семь труб ГЭС № 1 остаются символом города, ведь напротив, через реку, находилась гостиница «Россия», окна которой выходили прямо на это странное здание.

6. В самом конце Космодамианской набережной начинается настоящий парад уродцев. На исходе 90-х здесь был построен огромный офисный центр «Красные Холмы», тут же нашел приют Дом музыки, похожий на гигантскую скороварку. Осмотреть все это великолепие можно и со стороны Садовнической набережной. Чтобы туда попасть, нужно въехать под автомобильную эстакаду на восточной оконечности острова.

7. По Садовнической набережной до Болотной площади — 2 км. Одному Богу известно, почему парк, разбитый на месте кладбища, где в XVIII веке хоронили умерших пациентов туберкулезной клиники, стал излюбленным местом молодоженов. Однако факт остается фактом: круглый год вереница свадебных кортежей на Болотной не иссякает. Минуем кинотеатр «Ударник», еще 400 м — и мы окажемся на том же месте, где наш маршрут начинался.


Рекомендации

  • Для велопрогулок важна правильная экипировка. Во-первых, стоит заранее позаботиться о защите головы и конечностей, а во-вторых, с умом подходить к выбору велосипеда. Для Москвы лучший велик — горный, поскольку то и дело придется скакать по бордюрам и прочим неровностям, попавшимся на пути. Потому лучше обратить внимание на брутальный мужской велик-внедорожник.
  • Прокат велосипедов работает в любом крупном парке: в Сокольниках, Измайлово, на ВВЦ. Стоит это от 150 до 250 р/час. Чтобы расширить географию велопрогулок, можно обратиться в бюро проката, например, на www.kruti-pedali.ru или www.bikerentalmoscow.com — это будет стоить от 100–200 р/час до 3000–6000 р/месяц.
  • Узнать о маршрутах и экскурсиях по Москве можно на www.kruti-pedali.ru или на www.katushkin.ru. Информацию о длительных велопоходах по Подмосковью и дальше ищите на www.caravan.hobby.ru, www.velozona.ru, www.veloru.ru.