«Забудьте, что вы в России» — рубрика «Вашего досуга» о культурных событиях в России — гастролях артистов мирового уровня. На что-то из этого материала билетов уже нет, их разобрали за считанные минуты. На что-то продажа еще не открывалась. Но даже если попасть не удастся, знать, что в Москву и Петербург начали возвращаться события мирового значения, не будет лишним. В конце концов, нет в России таких событий, на которые при очень большом желании и больших финансовых возможностях невозможно было попасть. Рубрика «Вашего досуга» под названием «Забудьте, что вы в России» расскажет, какие события в Москве и Петербурге стоили бы того, чтобы за ними слетать в другую страну, но так случилось, что они сами добрались до нас.

«Триптих» танцевальной компании Peeping Tom (Бельгия)

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА
5 и 6 октября в театре «Новая опера» (Москва)

Российская премьера трехчастной постановки бельгийской танцевальной компании Peeping Tom, хореографов Габриэлы Карризо и Франка Шартье (на Дягилевском фестивале в Перми были показаны лишь две работы из трех).

«Триптих» состоит из трех танцевальных пьес: «Пропавшей двери», «Потерянной комнаты» и «Исчезнувшего этажа». Герои «Триптиха» оказываются в загадочных пространствах, из которых они тщетно пытаются выбраться — будь то бесконечный коридор с рядом закрытых дверей, каюты тонущего корабля или заброшенный ресторан, где природа одержала верх над творениями рук человека. «Триптих», сюрреалистичный и полный саспенса, рецензенты называют «танцевальным хоррором» и сравнивают с «Твин Пикс» Дэвида Линча.

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля «Территория».

Вокальный вечер Джойс ДиДонато (США)

15 октября в Филармонии (Санкт-Петербург)

Многократная обладательница Grammy, мировая звезда, меццо-сопрано Джойс ДиДонато возвращается в Петербург: вместе с пианистом Крейгом Терри она исполнит на сцене Большого зала филармонии вокальный цикл «Зимний путь» – одно из последних сочинений рано покинувшего мир романтика Франца Шуберта.

«Нью-Йоркер» пишет о ДиДонато как о «возможно лучшей певице своего поколения», «Таймс» сравнивает ее голос с золотом высшей пробы. Певица известна не только как исполнитель, но и как пламенный пропагандист искусства. Международную известность ей принесли партии в операх Генделя и Моцарта, а также ее обширная дискография, отмеченная многочисленными наградами.

В числе последних оперных работ ДиДонато – Агриппина в одноименной опере Генделя (Метрополитен-опера и Ковент-Гарден), Дидона («Троянцы», Венская государственная опера), Золушка в одноименной опере Массне и Адальджиза («Норма», Метрополитен-опера), сестра Элен («Мертвец идет», Королевский театр Мадрида и лондонский Барбикан-центр), Семирамида в одноименной опере Россини (Баварская государственная опера и Ковент-Гарден), Шарлотта («Вертер», Ковент-Гарден).

Востребованная также и на концертной сцене, Джойс ДиДонато выступает в статусе «артиста-резидента» в сезонах Карнеги-холла и лондонского Барбикан-центра, много гастролирует, сотрудничает с такими коллективами и дирижерами, как Берлинский филармонический оркестр и сэр Саймон Рэттл, Революционно-романтический оркестр и сэр Джон Элиот Гардинер, Филадельфийский оркестр и Янник Незе-Сеген, Оркестр Национальной академии Санта-Чечилия и сэр Антонио Паппано.

Свой последний вокальный цикл Франц Шуберт называл «венком жутких песен»: в каждой из них – и новая грань любовной драмы героя, и новый сюжетный поворот в одиноком, отчасти мистическом путешествии без начала и конца. Странника в нем сопровождают образы, пронизанные предчувствием смерти: покрывающий землю снег, замерзший ручей, блуждающий огонек, заманивающий в глухие скалы, путевой столб, указывающий путь туда, откуда нет возврата.

В апреле 2021 года вышел компакт-диск с записью цикла «Зимний путь», осуществленной Джойс ДиДонато и Янником Незе-Сегеном, альбом собрал восторженные оценки мировой прессы.

Билеты доступны на официальном сайте Петербургской Филармонии.

«Изменчивая сила любви» Яна Фабра (Бельгия)

2 и 3 октября в Гоголь-центре (Москва)

Новый лаконичный и прямолинейный спектакль мэтра современного европейского театра. 

Ян Фабр, известный прежде всего своими длинными, сложными, громкими спектаклями, делает выбор в пользу совершенно другой эстетики: десяток перформеров в похожих костюмах, минималистичная сценография, броские, узнаваемые лозунги. Свидетель становления нового общественного сознания, в своем новом спектакле Фабр делает однозначные критические выпады в сторону ключевых ценностей времени — в том числе тех, за которые когда-то агитировал сам. Вопросы, которые режиссер и спектакль ставят перед зрителями, касаются всех, независимо от страны проживания и господствующей идеологии: что происходит с обществом, одержимом ярлыками-идентичностями? В какой момент групповая идентичность заменяет и подавляет живую индивидуальность? И не становится ли стремление освободиться от норм и правил самой жесткой рамкой общественного сознания?

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля «Территория».

Концертное исполнение оратории Генделя «Триумф Времени и Разочарования» (Франция)

7 октября в Концертном зале им. П.И. Чайковского (Москва)

Юлия Лежнева (сопрано), Ана Мария Лабин (сопрано), Карло Вистоли (контратенор) и Эмильяно Гонсалес Торо (тенор), а также ансамбль Les Accents под управлением Тибо Ноалли исполнят одну из самых известных ораторий Генделя.

Концерт пройдет при поддержки Француского института в России.

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте Московской Филармонии.

«Молли Блум» Яна Лауэрса (Бельгия)

2 октября в Театральном центре «На Страстном» (Москва)

В 1999 году Вивиан Де Мюнк и Ян Лауэрс собрались поставить последнюю главу «Улисса» Д.Джойса, однако их замысел был принят в штыки правнуком писателя. Впрочем, его категорический запрет не остановил режиссера, и в Германии прошло несколько подпольных читок, которые были крайне благосклонно оценены прессой. За двадцать лет срок авторского права истек, и в 2020 году Вивиан Де Мюнк, уже успевшая к этому времени стать гранд-дамой европейского театра, снова обратилась к Молли Блум, неверной жене Леопольда Блума, но теперь она иначе увидела своего персонажа.

Вероятно, когда Джойс почти век назад писал этот радикальный монолог, он вдохновлялся мыслью «За каждым великим мужчиной стоит с восхищением глядящая на него женщина». Сегодня же, в эпоху #metoo, становится очевидной необходимость в открытом диалоге на тему эмансипации, равенства и сексуальной свободы женщин, и, если воспринять слова Молли Блум через эту призму, они обретают совершенно новый смысл.

По утверждению Вивиан Де Мюнк, «Это универсальный текст о невозможности до конца познать другого человека и принять инаковость», а эта роль – лучшая в ее карьере.

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля SOLO.

Концерт ансамбля Il Giardino Armonico под управлением Джованни Антонини (Италия)

21 октября в КЗ «Зарядье» (Москва)

Знаменитый итальянский ансамбль Il Giardino Armonico, созданный в 1985 году итальянским флейтистом и дирижёром Джованни Антонини и лютнистом Лукой Пианка – один из главных авторитетов в области исторического исполнительства. Основу репертуара ансамбля составляет музыка XVII и XVIII веков. Мировой авторитет ансамбль приобрел, исполняя инструментальную музыку, а также оперы и оратории: «Орфей» Монтеверди, «Оттон на вилле» Вивальди, «Агриппина» Генделя, оратории «Триумф Времени и Правды», «Воскресенье» Генделя и других.

«Пороховому темпераменту и подвижной эмоциональности итальянских барочников аутентичная метода не узда, а, наоборот, как будто бы подспорье и даже стимул, – пишет «Коммерсант». – Такое музицирование – с жаром, с улыбкой, с реактивными темпами и немузейным обаянием – легче принять не за переутонченный деликатес для понимающих, а за самую общепонятную, располагающую и душевную «кухню».

В Зале Зарядье музыканты Il Giardino Armonico представят программу La morte della ragione («Смерть разума»).

La morte della ragione – программа, показывающая переход от ренессансной рациональности к барочной эмоциональности. Отправной точкой для нее послужила одноименная павана XVI века.

Билеты доступны на официальном сайте КЗ «Зарядье».

«Мнемозина» Жозефа Наджа (Франция)

С 6 по 10 октября в Образовательном центре ММОМА (Москва)

В основе проекта Мнемозина — тема памяти о мире французского хореографа и художника Жозефа Наджа.  Новый виток художественной мысли или возвращение к корням? Спустя тридцать лет после создания первого спектакля Надж углубляется в воспоминания о своей жизни в искусстве, расширяя границы собственного творчества. 

Мнемозина представляет собой выставку фотографий, внутри которой в блэк-боксе находится сам Надж. Знаменитый хореограф исполняет перформанс, каждая секунда которого — отголосок его личного и творческого пути. 

Жозеф Надж — французский танцовщик и хореограф венгерского происхождения. Также известен как медиа художник, фотограф и режиссёр. Одна из выдающихся фигур современного французского танца. В начале 80-х годов после окончания факультета истории искусств Будапештского университета приехал в Париж, где открыл для себя танец как территорию свободы. С тех пор Жозеф Надж поставил более 30 спектаклей и посетил с гастролями 50 стран, в том числе Россию. Дважды лауреат премии «Золотая маска» в категории «Лучший иностранный спектакль года». С 1995 по 2017 год Жозеф Надж возглавлял Национальный центр хореографии в Орлеане. В 2004 году в Зале парижского Парка Ля Вилетт прошла большая выставка-ретроспектива художника, на которой были представлены спектакли, фильмы, а также рисунки и фотографии Наджа. В 2006 году был приглашённым художественным руководителем Авиньонского театрального фестиваля, в рамках которого он представил премьеру спектакля «Asobu» в знаменитом дворе Папского дворца. В 2008 году на фестивале «Территория» состоялись показы спектакля Жозефа Наджа «Антракт» по мотивам китайской «Книги перемен».

Вход на выставку свободный, а на перформансы Жозефа Наджа — по билету.
Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля «Территория».

Концерт Джулиано Карминьолы (Италия)

15 октября в КЗ «Зарядье» (Москва)

Джулиано Карминьола – выдающийся итальянский скрипач-виртуоз, признанный эталонным исполнителем сочинений Вивальди. В Европе его называют «скрипичным принцем барокко».

Карминьола родился в Тревизо. Обучался в Венецианской консерватории у знаменитого скрипача Луиджи Ферро. Международный успех пришёл к нему в 1970-х, когда Джулиано выступал с двумя главными итальянскими оркестрами тех лет – «Солистами Венеции» и «Виртуозами Рима».

Джулиано Карминьола сотрудничал со многими прославленными дирижёрами: Джузеппе Синополи, Даниэлем Гатти, Петером Маагом, Андреа Марконом, Кристофером Хогвудом, Тревором Пинноком, Джованни Антонини, Оттавио Дантоне. Многолетняя творческая дружба связывала его с Клаудио Аббадо.

Репертуар Карминьолы обширен. И все же его «конёк» – итальянское барокко. Записанные Джулиано Карминьолой версии концертов Вивальди считаются едва ли не лучшими в истории мировой грамзаписи. Диски итальянского виртуоза выпускались фирмами Erato, Divox Antiqua, Sony. В 2003 году Джулиано Карминьола подписал эксклюзивный контракт с Deutsche Grammophon.

В последние годы Карминьола выступает в качестве приглашённого дирижёра с оркестрами «Академия старинной музыки», Хельсингборгским симфоническим, Парижским камерным и  оркестром KlangVerwaltung.

В Зале Зарядье Джулиано Карминьола выступит с ансамблем I Virtuosi Italiani. Созданный в 1989 году коллектив сотрудничал с многими всемирно известными оркестрами и дирижёрами, записал больше ста дисков, удостоен престижных премий Choc de la Musique, Five stars – Goldberg prize и Diapason d'or и других. I Virtuosi Italiani – основатели музыкальных сезонов в Вероне, родном городе оркестра.

Билеты доступны на официальном сайте КЗ «Зарядье».

«Непорочная» Томаша и Ливии Пандур (Словения)

1 октября в Театральном центре «На Страстном» (Москва)

Этот спектакль – одновременно оммаж Томашу Пандуру, одному из самых известных и самобытных словенских режиссеров, и его последняя постановка, которую он не успел завершить и которую довела до конца его сестра Ливия.

«Спектакль “Непорочная” по повести Колма Тойбина «Завет Марии» мы задумали как сплетение четырнадцати мыслеобразов, алтарь любви, потери и одиночества, как поиск смысла в ранах, которые никогда не заживают. Из молчания женщин складывается шум истории. Сегодня, погрузившись в это молчание, Мария вспоминает слова, лица, события из прошлого. Мария всегда ставила под сомнение все великие и священные идеи, и таким образом она вдыхала в них жизнь. Потому что идеи умирают, если в них никто не сомневается».

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля SOLO.

«Жизнь есть сон» Натальи Менендес (Испания)

16, 17, 19 и 20 октября в Электротеатра Станиславский (Москва)

Копродукция Электротеатра Станиславский и Teatro Espanol (Мадрид).

Принц Сегизмундо, с рождения заточен в башню собственным отцом и ничего не знает о своем происхождении — пока однажды король не решает испытать сына. Спящего Сегизмундо доставляют во дворец, а по пробуждении убеждают, что его прошлая жизнь — всего лишь сон.

Электротеатр вновь обращается к испанскому Возрождению и его центральной фигуре, драматургу Педро Кальдерону. Спектакль испанского режиссера Натальи Менендес, художественного руководителя Teatro Español (Мадрид), как и сама пьеса Кальдерона, сочетает в себе остросюжетную драму о борьбе за королевский престол и мрачную философскую притчу о судьбе и свободной воле человека.

Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля «Территория».

«Шекспирология» Sotterraneo (Италия)

7 октября в Театральном центре «На Страстном» (Москва)

«Шекспирология» — это сборник всех более или менее популярных историй о Шекспире. Театральная пьеса-гибрид дает слово самому Великому барду, чтобы перевернуть с ног на голову привычные представления о нем. Уже несколько столетий мир задается вопросами о жизни и творчестве Шекспира. Итальянский театр Sotterraneo считает, что пришло время дать самому автору возможность высказаться, а заодно и задать вопросы современным зрителям.

«Мы сами с радостью позвонили бы Уильяму Шекспиру, договорились с ним о встрече и поболтали о жизни, о судьбе его литературного наследия, о том, что случилось на сцене и вне ее за 400 лет, прошедшие после его смерти. Все равно, что привести Ван Гога в музей его имени или прогуляться с Данте по флорентийским улицам. А начнем мы беседу с темы коллективного воображения. Это необязательно будет тот самый, “оригинальный” Шекспир, достаточно, если нам удастся пообщаться с одним из возможных Шекспиров».

Событие проходит при поддержке Итальянского института культуры в Москве.
Расписание показов и билеты доступны на официальном сайте фестиваля SOLO.

Материал будет обновляться и дополняться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: