Шестое чувство

США, 1999. Р: М. Найт Шьямалан

Практику детского психолога Малкольма Кроу никак не назовешь чересчур оживленной. Пациент у него всего один — странный девятилетний мальчик Коул Сир, который поглядывает на доктора в лучшем случае с опаской. Но хоть поглядывает — прочие люди, не исключая и любимую жену, как будто не замечают Малкольма в упор. Этому, как и прочим странностям, находится объяснение в мощной концовке: на неожиданных финальных «твистах» индиец Шьямалан впоследствии будет делать всю свою режиссерскую карьеру, но успеха «Чувства» так и не повторит. Герой Брюса Уиллиса ласков и большей частью невозмутим — ну так на эту невозмутимость у него есть более чем веские причины. Ранее актер уже сыграл психоаналитика непростой судьбы в знойном эротическом триллере «Цвет ночи».

Побочный эффект

США, 2013. Р: Стивен Содерберг

Психотерапевтов в картине целых двое, и боже упаси записаться к кому-нибудь из них на прием. Пациентов обаятельные герои Джуда Лоу и Кэтрин Зеты-Джонс не столько лечат, сколько натурально калечат и рассматривают процесс раскопок в чужих мозгах только как бизнес, ничего личного. Содерберга называют самым умным, но и самым бесстрастным голливудским режиссером, и «Побочный эффект» — яркое тому подтверждение. Сюжетная конструкция безупречна, но и холодок от нейтральной авторской интонации ощутимо бежит за ворот.

Мрачные тени

США — Австралия, 2012. Р: Тим Бертон

Не лучшая (хотя и коммерчески успешная) картина в фильмографии Тима Бертона. Посмотреть стоит — как минимум ради Хелены Бонэм Картер («Тени» стали последним совместным проектом супругов; вскоре режиссер и актриса расстались). Ее доктор Джулия Хоффман, глубоко пьющая дама, не появляющаяся в кадре без стакана виски, — злейший шарж на психоаналитиков. Сначала она пытается понять, что у древнего вампира в голове, а потом пробует его шантажировать — вот этого делать точно не стоило. Кончает плохо.

Теорема Зеро

Великобритания — Румыния — Франция, 2013. Р: Терри Гиллиам

Антиутопическая притча сказочника и чудака Терри Гиллиама, несколько вторичная, на что справедливо указывали критики, по отношению к его ранним фильмам (в первую очередь к «Бразилии»), но все равно прекрасная и наполненная яркими и безумными персонажами. Один из них — компьютерная программа-психоаналитик в исполнении Тильды Суинтон. Ее героиня сменяет одно причудливое платье на другое, орет на пациента, скинув идиотский парик-метелку, оказывается, как Крачковская в «Иване Васильевиче», бритой наголо и остервенело читает хип-хоп.

Заводной апельсин

Великобритания — США, 1971. Р: Стэнли Кубрик

Самый яростный и скандальный фильм гениального перфекциониста Стэнли Кубрика по бестселлеру Энтони Берджесса (писателя кино напугало). Главного героя Алекса, отморозка, насильника, гопника и меломана, не сажают в тюрьму, а подвергают принудительному лечению: путем вполне гестаповских психологических экспериментов делают из преступника безопасного «овоща». Получается даже слишком хорошо. Команду благонамеренных садистов-мозгоправов возглавляет демонический доктор Бродский. В своем последнем фильме «С широко закрытыми глазами» Кубрик снова затронет тему психоанализа — и копнет настолько круто и глубоко, что супруги и исполнители главных ролей Том Круз и Николь Кидман, измотанные совместными эротическими сценами и общим накалом на съемках, разведутся.