К выходу скандального байопика Грейс Келли «Принцесса Монако» Vashdosug.ru рекомендует еще восемь фильмов о венценосных особах — хороших, важных и просто занятных. 

«Иван Грозный»

СССР, 1944

Трилогию о Грозном Эйзенштейну заказал лично Сталин, небезосновательно видевший в легендарном тиране свояка и полагавший, что образ самодержца стоит несколько осветлить, отмыв от крови (нормальная культурная политика диктаторов всех времен). Первая часть, где молодой Иван предстает крепким хозяйственником, разумным государственником и талантливым полководцем, заказчику очень понравилась — фильм был удостоен Сталинской премии. Вторую часть ожидала совсем другая судьба: магическое зеркало вдруг принялось транслировать правду, и Отец Народов узрел в треснувшей амальгаме злобного параноика, окруженного сворой убийц, воров и лизоблюдов. Фильм лег на полку и вышел на экраны только в 1958-м году. Третий так и остался в виде раскадровок и немногочисленных рабочих материалов. Больше Эйзенштейн кино не снимал.

«Сисси»

Австрия, 1955

Молодой австрийский император Франц Иосиф должен жениться на старшей из принцесс Баварских, Хелен. Но неожиданно влюбляется в младшую, Елизавету — и с нехарактерной для него твердостью добивается, что пойдет под венец именно с ней. Роскошь женитьбы по любви впоследствии отольется героине слезами; вражда с авторитарной свекровью растянется на десятилетия. Впрочем, наиболее мрачные повороты судьбы Елизаветы Баварской (измены мужа, трагическую смерть детей, собственную гибель) авторы оставляют за кадром, драпируя историю богатством костюмов и неспешной романтикой. Первый фильм (потом появятся два сиквела) вполне отвечает представлениям о прекрасном мечтательных первоклассниц. «Самая прекрасная принцесса на свете» — сказал про 16-летнюю Роми Шнайдер Уолт Дисней, а уж он-то знал в принцессах толк.

«Цареубийца»

СССР — Великобритания, 1991

Хроника последних дней жизни Николая II и членов его семьи в Екатеринбурге — воссозданная едва ли не по часам, но оригинально решенная в виде метафизического триллера. О гибели Романовых рассказывает врачу пациент провинциальной психиатрической клиники, уверенный, что он — тот самый Юровский, который возглавлял расстрельную команду. Рассказчик (Малкольм Макдауэлл) оказывается достаточно убедителен, чтобы к финалу впечатлительного врача посетила логичная мысль, что Николай Романов — это он сам. Заканчивается все нехорошо. Избыточно атмосферное кино (после «Цареубийцы» Шахназаров приобретет вкус к психиатрическим клиникам в качестве места действия) — редкий образец как удачной копродукции, так и просто нестыдного отечественного фильма родом из начала 1990-х, когда таковые можно было пересчитать по пальцам одной руки.

«Королева»

Великобритания, 2005

Основные события картины развиваются в первые часы и дни после гибели принцессы Дианы. Во дворце, где к покойной принцессе относились, мягко говоря, неоднозначно, желают свести ажиотаж вокруг трагедии до минимума: закрытая церемония прощания, о государственном трауре не может быть и речи. У народа и правительства ровно противоположные чаяния: похороны с королевскими почестями, приспущенные флаги, Ее Величество должна выступить с речью. В этом противостоянии (в другом углу ринга подпрыгивает напористый молодой премьер Тони Блэр) Елизавета проигрывает — но с истинно королевским достоинством. Режиссера Стивена Фрирза никак не назовешь монархистом: дверь в королевскую опочивальню, где муж ласково называет Елизавету Капусткой, он открывает не ногой, однако вполне решительно. Но уже в следующее мгновение бесстыдный зритель превращается в соляной столб под взглядом героини Хелен Миррен. Актриса справилась с ролью настолько безупречно, что была приглашена отобедать в Букингемском дворце, но ответила, как в старом актерском анекдоте про елки: рада бы, да вот снимаюсь в очередном приключенческом боевике с Николасом Кейджем, давайте как-нибудь в следующий раз. Повторного приглашения, разумеется, не последовало.

«Царь»

Россия, 2009

Иван Грозный в версии XXI века одинаково истово сочетает в себе качества безжалостного упыря и глубоко верующего христианина — и для того, чтобы предать зверству видимость легитимности, призывает ко двору праведника, митрополита Филиппа, друга своей юности. Терпения у пастыря хватит ненадолго. Едва ли вас посетит желание возвращаться к «Царю» снова и снова, но хотя бы раз увидеть фильм стоит точно. Ради виртуозной во всех отношениях режиссуры Лунгина (благодаря которой, в картине можно при желании разглядеть и фронду, и умеренно-почвеннический консерватизм), и исключительной актерской игры — в первую очередь, понятно, Янковского и Мамонова, однако и очень страшные лица заслуженных артистов на втором плане дорогого стоят.

«Король говорит!»

Великобритания — США — Австралия, 2010

После того, как Эдвард VIII при скандальных обстоятельствах (подробности см. в картине «МЫ. Верим в любовь») отрекается от короны, на престол усаживают его младшего брата Георга — к такому развитию событий оказавшегося, мягко говоря, не готовым. В 2011-м картина взяла четыре главных «Оскара», но сегодня представляется все-таки переоцененной. История превращения слабака и заики в символ нации и прекрасного оратора — гимн величию человеческого духа. Добротный, но вполне ординарный, каких много, сильно уступающий тонкостью выделки той же «Королеве».

«МЫ. Верим в любовь»

Великобритания, 2011

В 1936-м году новоиспеченный британский монарх Эдвард VIII отказывается от трона ради женитьбы на Уоллес Симпсон, мало того, что американке, так еще и — о боже — разведенной. Имя Мадонны в режиссерских титрах традиционно действует на критиков как красная тряпка на быка, и они не преминули обрушиться на новую картину. Думается, зря. Ну да, фильм действительно напоминает ночные грезы домохозяйки, перебравшей с антидепрессантами (по сюжету события монархической любви, собственно, и расцветают перед мысленным взором нашей современницы, жены психиатра, поколачиваемой супругом). Но это только добавляет ему странного обаяния. Как и платья, брюлики, ужины при свечах с фамильного фарфора. Во-первых, это красиво.

«Диана: История любви»

Великобритания — Франция — Швеция — Бельгия, 2013

Из таблоидной и, соответственно, дурновато попахивающей истории о позднем (но еще до роковой встречи с Доди Аль-Фаедом) романе леди Ди с пакистанским кардиохирургом талантливый немец Оливер Хиршбигель попробовал сделать вдохновенную мелодраму. Получилось лишь отчасти. Наоми Уоттс не очень похожа на свою героиню, но иной раз достигает волнующего сходства одним кивком головы или мимолетной улыбкой. Как и «МЫ. Верим в любовь», фильм адресован в первую очередь домохозяйкам — но тем, что идут в кино не за красотой и романтикой, а ради того, чтобы убедиться, что в каждой аристократке кроется обычная фря, простая, в сущности, баба, способная, если что, и взвыть белугой, и натрескаться фастфуда на ночь глядя, в рамках борьбы с личными неурядицами. С другой стороны, тоже веский повод сходить на кино из венценосной жизни, разве нет?