В связи с выходом «Ноя» Даррена Аронофски, «VashDosug.ru» рекомендует самые неоднозначные, скандальные и яркие фильмы на библейскую тему.

«Иисус Христос — Суперзвезда»

(1973)

Экранная версия супер-успешного бродвейского мюзикла за авторством композитора Эндрю Ллойд Уэббера, одного из самых стабильных поставщиков шлягеров в XX веке. Массовка, в согласии с временами и нравами начала 1970-х, укомплектована хиппи. Иуда — афроамериканец и, в общем, человек скорее порядочный. Из-за пригорка выползают танки. Магдалина — секси. При этом, несмотря на вольность трактовки, серьезных скандалов в религиозных кругах картина не спровоцировала. В конце концов, авторы руководствовались благими намерениями, и к христианству, упакованному в привлекательный, но не безвкусный фантик, после выхода фильма потянулись те же хиппи. От них же была и главная претензия — почему за Христа в фильме поет не Иен Гиллан, как в сценической версии, а малоизвестный и не чересчур вокально одаренный Тед Нили. Окажись на его месте, как изначально предполагалось, Мик Джаггер или Элис Купер — и вот тогда, думается, вздрогнул бы христианский мир.

«Жизнь Брайана по Монти-Пайтон»

(1979)

Славного парня Брайана угораздило родиться не только в один день с Иисусом, но и неподалеку от Вифлеема: волхвы промахиваются с адресом и приносят дары не туда. Впоследствии героя неизменно принимают за Мессию, и он входит во вкус. На сей раз Священное Писание перелистывают, непочтительно хмыкая на каждой странице, участники великой английской труппы «Монти Пайтон», записные шутники и пересмешники. Не ограничиваясь библейскими сюжетами, авторы заразительно потешаются над всем и вся: достается на орехи и евреям, и, ирландским националистам (на злобу дня), и феминисткам, и, к примеру, «Звездным войнам», случайно проходившим мимо в прокате.

«Последнее искушение Христа»

(1988)

Экранизация романа Никоса Казандзакиса (малодушно испугавшись смерти, Иисус чудесным образом сходит с креста, женится на Марии Магдалине, заводит с ней детей и доживает до старости), снятая Мартином Скорсезе со второго захода. Первая попытка провалилась: авторам инкриминировали пропаганду не только антисемитизма (что в виду особенности темы было делом привычным), но и, к примеру, гомосексуализма. В 1988 картина вышла, наконец,  в прокат и вызвала предсказуемый шквал негодования со всех сторон — как по чисто религиозным пунктам, так и на предмет кастинга: до Христа в «Искушении» Уиллем Дэфо играл в основном негодяев. При этом многие из самых ярых противников картины так ее и не посмотрели — а зря, ведь шедевр Скорсезе, к слову, убежденного католика, воспевает силу веры куда убедительнее, чем десятки стерильно-благонамеренных поделок.

«Страсти Христовы»

(2004)

К съемкам картины Мел Гибсон подошел с фанатизмом неофита, вдруг осознавшего, что если кто и способен с последней прямотой (на арамейском и без субтитров, как режиссер настаивал поначалу, но потом сдался) рассказать человечеству всю правду о том, каково пришлось Иисусу в его последние сутки земной жизни, то это только он. Затея удалась более чем. Достаточно восприимчивый зритель вздрагивает от каждого удара, полученного Христом в долгой дороге с крестом на Голгофу (в наиболее яркие моменты фильм превращается, натурально, в кровавую баню), и чувствует, как впиваются в виски шипы тернового венца. Иисус терпел и нам велел, но это не каждому по силам: людей выносят из кинотеатров с сердечными приступами. Обижены представители иудейской концессии: Гибсон упоенно комплектует фарисеев карикатурно крючковатыми носами и черные кудрями. Покойный Папа Иоанн Павел II гениально рецензирует: «Все так и было», и кассовые сборы устремляются ввысь.

«Код Да Винчи»

(2006)

Злоключения Роберта Лэнгдона, гарвардского профессора с ухватками супер-агента, заинтересовали и взволновали представителей основных религиозных концессий, думается, в последнюю очередь. Куда больше богословов взбесили любопытные исторические выкладки, которые, хотя и были перенесены в фильм из бестселлера Дэна Брауна в несколько урезанном виде, вызвали желанный продюсерами резонанс. Российская премьера, например, отметилась пикетами у «Пушкинского» хоругвеносцев. По фильму, Мария Магдалина была женой Иисуса, родила от него девочку, от которой есмь пошли короли-франки (при том, что официальные религиозные институты веками пытались сжить родню Христа со света).

Справедливости ради стоит отметить, что «Код Да Винчи», если соскрести с него скандальность, кино плохонькое. Судя по тенденциям, новейший «Ной» Арофонски — лишь первая птичка из ожидаемых в обозримом будущем противоречивых (однозначные трактовки скучны и не продаются) блокбастеров на библейские темы. Воинствующие верующие запасаются попкорном.