Очередной кровавый триллер про плохиша Санту-Клауса — вторичный, но обеспечивающий новогоднее настроение.
Каждые тридцать шесть лет 5 декабря в Амстердам пребывает морем скончавшийся пять веков назад Святой Николас. На лошади и с живописной командой темнокожих сподвижников, чтобы поозорничать и выпотрошить по возможности товарное количество молодежи. Нынешний визит оказывается суетным. Гостя ждет — не дождется маниакальный полицейский. В прошлый раз Николас перебил всю его семью, но мальчик выжил и последующие годы, помаленьку озверевая и расстреливая из табельного оружия коробки с новогодними подарками, готовился к новой встрече. В напарниках у него оказывается смышленый старшеклассник, которого обвиняют в зверском убийстве бывшей подружки, ее младшего брата и двух приятелей — о тех, понятно, позаботился Николас.
Святой Николас —- он же Санта Клаус, он же Николай Чудотворец (скромное количество копий фильма не должно бы, по идее, удержать легких на подъем православных хоругвеносцев от того, чтобы помыть бороды и напомнить о себе патрулями, гарантировав «Кровавому Санте» кассу). Мысль выставить рождественского деда злодеем-отморозком посетила голландского хоррор-мейкера Дика Маса, мягко говоря, не первым.
Были уже, навскидку, и голливудский «Плохой Санта» (где герой — просто жулик-мизантроп), и финский «Санта на продажу» (Санта — монстр, восстающий из мертвых). На этом импозантном макабрическом фоне «Кровавый Санта» выглядит непретенциозной Золушкой, чью красоту непросто разглядеть за скромными одежками из штампов и стереотипов. Исторический пролог приветом XV века. Отрубленные головы в ассортименте. Первой убивают самую симпатичную героиню, распущенную и считающую день Святого Николая в предрассудком, ради которого все только попусту суетятся с этими своими подарками. Несмешные шутки: «Аппаратура китайская??!!» — «Нет, корейская» (при том, что фирменные голландские особенности задействованы по минимуму: единственный на весь фильм «косяк» да дареный вибратор, который одной из героинь вручает прямо на уроке классный руководитель). Относительно свежий момент: в финале выясняется, что древнее правило, когда власти города официально откупались от монстров жертвенными младенцами, по-прежнему с нами.
Но есть и обаяние. Дик Мас, который здесь и продюсер, и сценарист, и композитор (и вполне мог бы, судя по снимкам, сыграть заглавную злодейскую роль) вкладывает в «Санту» немало пыла и сам определенно верит в чудеса. Идеальная фактура двухэтажных амстердамских улочек, посыпаемых духоподъемным, как на титрах «Иронии судьбы», снежком, пусть его и кропят красненьким, создает уютное новогоднее настроение. А мертвый Николас, скачущий под свист бесполезных пуль по черепичным крышам Старого города, заряжает бессмысленным оптимизмом не хуже, чем сезонная реклама известной газировки с колокольчиками.