Новая адаптация «Ромео и Джульетты» не зря посвящена Франко Дзеффирелли. Именно его версия шекспировской пьесы, снятая в 1968-м, считается классическим стандартом. Авторы нового фильма тоже стараются держаться максимально близко к тексту, сюжету и костюмам – и у них неожиданно получаются практически «Сумерки». Между тем, экранизаций за прошедшие годы было снято несколько десятков, причем создатели наиболее ярких из них делали все, чтобы как можно дальше убежать от оригинала. Как поет группа «Аквариум», «Джульетта оказалась пиратом, а Ромео был морской змеей».

«Романов и Джульетта»

США, 1961

Над Шекспиром подшучивает выходец из русско-немецких дворян, видный британский актер, драматург и режиссер . Действие пьесы он переносит в актуальную для начала 1960-х атмосферу «холодной» войны. СССР и США пробуют перетянуть в свой лагерь крохотную европейскую страну Конкордию, не определившуюся с ориентацией. Политики маленькой, но гордой страны тоже не лыком шиты: агенты конкордианской разведки из стратегических соображений знакомят детей русского и американского послов, Игоря Романова и Джулию Моулсворт. Те, само собой, влюбляются. Картина замечательна не столько романтической линией, сколько знанием советских реалий. У посла СССР огромный особняк, однако горячую воду дают редко, и если уж он оказывается под теплым душем, то поет «Эх яблочко». Эпизодический высокопоставленный военный с иконостасом орденов явно списан с маршала Жукова.

«Тромео и Джульетта»

США, 1996

Один из самых известных и затратных ($350 000) проектов трэш-студии Troma, снятый в том же году, что и менее затейливый по части идей хит с . Режиссер — «тромовский» отец-основатель . Главные герои — дети смертельно рассорившихся нью-йоркских порно-магнатов. Джульетта — бисексуалка (спит с лесбиянкой-няней) и вегетарианка, которую норовят выдать за сына короля мясной промышленности. В кошмарных снах девушка видит, как Тромео выгрызает у нее, беременной, из живота крыс. Реальность, где ее смертным боем колотит и сажает голой в клетку отец, не слаще. Как и во многих адаптациях пьесы, Ллойд Кауфман обустраивает влюбленным хэппи-энд (в фильме вообще не по-тромовски мало трупов): выпив снадобья, Джульетта просто ненадолго превращается в свиномонстра, похрюкивающего в ожидании спасительного поцелуя. Саундтрек – Motorhead.

«Ромео должен умереть»

США, 2000

Первый и наиболее удачный удачный режиссерский фильм , оператора «Адвоката дьявола» и «С меня хватит». Главные герои — наследники двух гангстерских кланов. Много R'n'B и толстых золотых цацок, все по понятиям. Из шекспировского текста в картину не перекочевало ни слова, что чувствуется: насколько безупречны боевые сцены (в главной роли — ), настолько же непроходимо тупы диалоги. В финале влюбленных ждет не яд, а хэппи-энд, подсвеченный полицейскими мигалками, но трагические коррективы внесла жизнь. Спустя год после премьеры 22-летняя афроамериканская красавица погибнет в авиакатастрофе.

«Рядовой Ромео»

США, 2011

Учеников закрытой военной академии оставляют на четыре дня одних в кампусе, велев подналечь на физкультуру и разучивание по ролям «Ромео и Джульетты». Курсанты Джош и Гленн чересчур круто въезжают в тему и не выходят из образа влюбленных. Остальные, а академия делится на две воинствующие группировки, соответствуют: особо убедительна Кормилица. Можно предположить, что гей-версия самой печальной повести на свете заинтригует не всякого зрителя, но, худо-бедно втянувшись и абстрагировавшись, убеждаешься, что это одна из самых страстных и прочувствованных экранизаций пьесы. Режиссер вообще большой затейник. После «Рядового Ромео» он начал было снимать кино о том, почему японские подростки повернуты на европейских женщинах, но потом забил и поставил «Пять танцев» — про непростые отношения в мужской хореографической труппе. До российского проката его картины не доходят, что не удивительно.

«Тепло наших тел»

США, 2013

Мир после пандемии по обыкновению охвачен зомби-лихорадкой. Симпатичный мертвый хипстер Р влюбляется в живую девушку Джули. Папа героини — командующий операцией по уничтожению зомби генерал, но и он не помешает героям быть вместе. Смешное и трогательное «Тепло наших тел» талантливого режиссера стало одним из самых оригинальных и остроумных ромкомов этого года. В принципе, кино могло бы достучаться до трепетных сердец поклонниц «Сумерек» и «Голодных игр», но их отпугивает чувство юмора авторов: для того, чтобы лучше узнать свою возлюбленную, герой потихоньку подъедает мозг ее бывшего парня. Скрестить Шекспира и зомби Левин додумался не первым. В факультативном порядке имеет смысл пересмотреть также «Возвращение живых мертвецов 3» (где Джульетта оживает и превращается в зомби) и «Ромео и Джульетту против живых мертвецов» 2009 года: там Джульетту пытается вырвать из лап зомби Ромео теплокровный Меркуцио.