«Доля ангелов» — элитный шотландский виски, а героев фильма, нищих жуликов, ангелами точно не назовешь. Но и им кое-какая часть драгоценного алкоголя все же перепадет.


Источник фото: kinopoisk.ru

Такой дорогущий виски, о каком речь в картине, не хлещут стаканами. Его дегустируют маленькими глотками и коллекционируют, причем ценители готовы заплатить сто тысяч фунтов за бутылку. Мир подобной роскоши оставался бы для главных героев-гопников бесконечно далек, но ребятам сильно повезло. Во-первых, когда вместо тюрьмы за хулиганство их послали мести улицы и оттирать граффити. А во-вторых, когда к ним определили душевного надсмотрщика, британского Макаренко, который и решает свозить неблагополучную молодежь на элитную вискодельню для знакомства с высокой культурой.

«Доля ангелов» — социальная комедия о славных в глубине души людях, которым не повезло со средой и влиянием (исполнители большинства ролей — аутентичные люмпены). Главный герой Робби, условно осужденный за драку, по сценарию переживает важное событие: его девушка родила сына. Однако семья возлюбленной, отец и братья, выбившиеся из низов «в люди», не желают для девушки такого жениха. Парень, между тем, получил реальный стимул начать правильную жизнь ради своей мадонны с младенцем. Увлечение производством виски подворачивается весьма кстати (к тому же выясняется, что у Робби прямо-таки талант дегустатора, и он может на этом заработать, не прибегая к криминалу, — ну, почти).

За («Кес», «Отбросы общества», «Ветер, который качает вереск», «Незабываемые 16 лет», «Это свободный мир») закрепилась репутация обличителя язв современного капиталистического общества, где простому человеку никак не вылезти из проблем с работой и жильем, из конфликтов с родней, дружками, системой и самим собой. Многократный лауреат крупнейших международных фестивалей, режиссер на протяжении своей славной карьеры и впрямь бывал серьезен и убедителен настолько, что своими фильмами вынуждал государство взяться за социальные программы. Но в последние годы англичанин явно подобрел. Лоуч все охотнее демонстрирует природное чувство юмора и проявляет трогательную симпатию к лузерам, предоставляя им шанс выбраться с городского дна и увидеть свет в окошке.

Обращение к жизнеутверждающему жанру мастера жестких общественно значимых высказываний дает поразительные результаты: на просмотре «Доли ангелов» с самого начала не стыдно смеяться даже самой высоколобой публике, которая к рядовой комедии и близко бы не подошла. Тут умники пищу для рефлексии легко отыщут, даже в традиционных для шотландцев шутках насчет килтов. Обставить момент с задиранием клетчатых юбок так, что не знаешь, обидеться за героев или смеяться над ними, — высший пилотаж.