Александр Зубков
6 июля 2011

Ларс фон Триер: игрок на нервах

Каждый жест одного из главных кинорежиссеров современности, любимца европейских интеллектуалов Ларса фон Триера становится событием. Накануне выхода в России фильма «Меланхолия» «Ваш досуг» попытался разобраться, кто такой Триер, почему его так почитают и что заставляет мир пристально следить за экспериментами датчанина.

На последнем Каннском кинофестивале режиссер , представивший там свой романтический фильм- катастрофу «Меланхолия», не получил приза ни за фильм, ни за режиссуру. Однако именно его визит в этом году стал, пожалуй, самым запоминающимся событием главного международного кинофорума планеты. Во время пресс-конференции фон Триера «понесло»: за пару минут он рассказал о своем трудном детстве, симпатии к Гитлеру и занозе в заднице под названием Израиль. Те, кто считает, что датский enfant terrible выкинул, как и в своих фильмах, дешевый фокус ради привлечения внимания, правы лишь наполовину. Триер ставит себе мальчишескую задачу – каждым своим появлением на публике удивить, точнее даже – шокировать обывателей.

Вторая же половина правды заключается в том, что кинопленка для Триера, похоже, единственный способ обуздать свою мятущуюся и капризную натуру, которую год за годом бросает в крайности. Поэтому каждый его фильм – это русская рулетка, болезненная попыт- ка нащупать пределы собственного «я», окруженного страхами и страданиями. «Чем бы я ни занимался, я стараюсь провоцировать самого себя», – говорит он.

Невротиком Триер был с самого детства. Не без хвастливой показухи режиссер заявлял в интервью, что шестилетним ребенком забирался под стол, и часами в ужасе сидел там, представляя, что на дом упадет атомная бомба. «Я и сейчас нервный, хотя это проявляется совсем в других ситуациях», – добавлял Триер. Под ситуациями режиссер имеет в виду свои фильмы, в которых предчувствие апокалипсиса преследует каждого главного героя. И если раньше катастрофа происходила в масштабах очерченного мелом городка Догвилль из одноименного фильма, то теперь Триер прямо-таки по-голливудски живописал свой любимый конец света (cм. рецензию на фильм «Меланхолия» на стр. 34).

Удивляют искренность и смелость, с которыми Триер воплощает задуманное. Пламя, извлекаемое из противоречий, освещает все вокруг, включая кинозвезд, которым по-хорошему стоило бы от подобного держаться подальше. Роль Грэйс в упомянутом душераздирающем «Догвилле» стала чуть ли не лучшей в карьере Николь Кидман. Участие далекой от кино певицы Бьорк принесло мюзиклу «Танцующая в темноте» «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, Кирстен Данст, исполнившая главную роль в «Меланхолии», тоже увезла приз из Канн.

Нервный датчанин, не обращая внимания на чужие мнения, продолжает работать и провоцировать: «Умение считать глупцами тех, кто не ценит твои достоинства, таит в себе огромную силу», – убежден он

Триер действительно игрок – азартный игрок на нервах зрителей и своих собственных. Однако его редкие чувства вкуса и меры всякий раз делают из очередного эксперимента маленькую революцию. В 1995 году после радикальных картин «Элемент преступления» и «Европа» Триер придумывает движение «Догма», которое заставляло режиссеров отказаться от всяких изобразительных излишеств и использовать только ручную камеру. В результате в 90-е «Догма» прозвучала не менее ярко, чем итальянский неореализм или французская новая волна. Сам же Триер годом позже снимает «Рассекая волны», нарушая все собственные правила. Но за пролитые слезы на этом фильме достопочтенная публика ему все простила.

Раз за разом Триер выкидывал очередной фокус, оборачивавшийся проникновенной исповедью. Сейчас он готовится поработать в жанре... порнографии. Задуманный фильм «Нимфоманка» (по собственным признаниям, он вдохновлялся литературой де Сада) в очередной раз разделит мир на проклинающих и воспевающих. Это ему и нужно.

Отзывы о «Ларс фон Триер: игрок на нервах»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Новые и лучшие фильмы в кинотеатрах Москвы

с 8 мая (ср) | Россия, 2019, 100 к/т, Военный, Драма с 8 мая (ср)

Военная драма о судьбе девушки, пережившей блокаду Ленинграда.

с 9 мая (чт) | Австралия, США, 2018, 48 к/т, Драма, Исторический, Триллер с 9 мая (чт)

Три дня противостояния смерти, три дня борьбы за выживание…

с 10 мая (пт) | США, 2019, 117 к/т, Комедия с 10 мая (пт)

Энн Хэтэуэй и Ребел Уилсон в комедии об отвязных охотницах за деньгами.

с 25 апреля (чт) | Ирландия, 2019, 26 к/т, Детектив, Драма, Триллер, Биография с 25 апреля (чт)

История создания первого в истории словаря английского языка в исполнении Шона Пена и Мэла Гибсона.

с 25 апреля (чт) | Великобритания, Германия, США, 2019, 1 к/т, Военный, Драма, Мелодрама с 25 апреля (чт)

Любовная история представителей враждующих наций в послевоенной Германии.

с 16 мая (чт) | Франция, 2018, 30 к/т, Драма с 16 мая (чт)

История девочки, которая учится жить без родителей.

с 25 апреля (чт) | Германия, Израиль, Франция, 2019, 7 к/т, Драма с 25 апреля (чт)

Странная комедия об израильтянине, который решает стать французом.

с 16 мая (чт) | США, 2019, 117 к/т, Боевик, Триллер с 16 мая (чт)

Суперкиллер Джон Уик после нарушения кодекса тайной гильдии ассасинов получает статус изгоя.

с 10 мая (пт) | Россия, 2019, 112 к/т, Военный, Боевик, Драма, Исторический с 10 мая (пт)

История Афганской войны глазами участников по разные стороны баррикад.

с 1 мая (ср) | США, 2019, 68 к/т, Драма, Мелодрама с 1 мая (ср)

Трогательная история любви двух больных фиброзом.

с 29 апреля (пн) | Бельгия, Франция, 2019, 1 к/т, Драма с 29 апреля (пн)

Документальная драма Франсуа Озона о тайных грехах священнослужителей.

Искрометные телепроекты, которые точно заставят вас забыть о проблемах на время просмотра.