Прокат пополнился не только западными блокбастерами, которые неуловимо похожи друг на друга, но и картинами о новейшей истории России. Страна наша, если верить фильмам, богата ужасами, чудесами и мистикой.

«Generation П»

Самая яркая премьера недели — многообещающий долгострой «Generation П», дюжину раз менявшая дату премьеры экранизация главного, наверное, русского романа 1990-х. Именно после этой книги за Виктором Пелевиным закрепилась слава писателя, который чуть ли не единственный способен не только умом понять, что на самом деле происходит в стране, но и донести это знание до широкой публики. Галлюциногенную хронику стремительной карьеры рекламщика Татарского (артист Епифанцев подошел на эту роль как нельзя лучше) режиссер Виктор Гинзбург перенес на экран со всей трепетностью, и как-то модернизировать сценарий с поправкой на новые времена не пришлось — они, времена, у нас более или менее всегда одинаковые. Как и роман, укомплектованная приятными селебретис (от Парфенова до покойного Трахтенберга) картина и развлекает, и пугает, и завораживает — местами это «ДМБ», а местами чуть ли не «С широко закрытыми глазами» Стэнли Кубрика.

«Пирамммида»

Стартовавшая неделей раньше «ПираМММида», в свою очередь, доказывает, что для того, чтобы стать российским властителем дум, вовсе не обязательно кушать по лесам мухоморы, вынюхивать ковры кокаина и вообще придерживаться мистических взглядов на жизнь. Достаточно посулить людям сто рублей в обмен на их десять копеек, как это делает главный герой Сергей Мамонтов (подразумевается, естественно, Мавроди). Молодой и перспективный постановщик Салаватов выписывает портрет России 1990-х от души, широкими мазками и густейшими масляными красками: тут летят по небу гигантские буквы «МММ» и взлетают на воздух представительские лимузины, а реки крови органично впадают в бескрайние денежные потоки. В основу сценария положена автобиография Мавроди, но в историю его взлета, триумфа и падения вплетена изрядная доля романтики. В фильме есть вполне состоятельная любовная линия, да и играет коммерсанта (который в жизни ну никак не Мастроянни) один из лучших наших актеров Алексей Серебряков, очень видный мужчина.

«Счастье мое»

Если в «ПираМММиде» Россия предстает перед нами скорее страной дураков, то в «Счастье моем» она — край непуганых, но кого угодно пугающих до смерти упырей, леших и ведьм. При этом обитатели глубинки, с которыми судьба сводит шофера-дальнобойщика, несмотря на свою злодейскую сущность, люди вполне обыкновенные и ведут себя по-зверски потому лишь, что жизнь такая. При этом есть в картине и призраки, и неприкаянные трупы с мистическими полномочиями, и никуда не ведущие заколдованные дорожки. Раскаленных споров и дискуссий яркое, эпатажное и противоречивое «Счастье мое» вызвало не меньше, чем в свое время михалковские «У.С.-2», и хотя бы поэтому его стоит посмотреть.

«Самка»

Совсем другую мистику и совсем другую страну можно наблюдать в «Самке». По сюжету молодую уральскую журналистку похищает таежный снежный человек, который на поверку оказывается не монстром-насильником, а, в общем-то, нежнейшим, пусть и хитроватым существом, больше того — отдаленным потомком Ивана Сергеевича Тургенева. Очередную творческую выходку самого непредсказуемого российского режиссера Константинопольского («8 1/2 долларов», «Кошечка») трудно, конечно, назвать ромкомом в общепринятом понимании этого жанра. Но здесь хватает и любви, и юмора (диковатого), и трогательности, которую прямо-таки излучает облепленный шерстью актер Стриженов.