В прокат выходят шокирующие «Сестры Магдалины» Питера Муллана. Острые ощущения гарантированы. Распродажа билетов на кино жестокости открыта с 24 апреля.

В кино стало модно делать больно зрителю. Зрители падают в обморок, обслуживающий персонал вызывает «Скорую помощь». Сегодня для того, чтобы почувствовать себя не в своей тарелке, просто достаточно выбрать фестивальный фильм – тот, о котором все говорят... «Пианистка», «Необратимость», «Остров» и вот теперь «Сестры Магдалины». В Каннах, Берлине и Венеции уже который год предлагают кино беспредельного натурализма из-за глубокой любви к человеку. В то время как Голливуд культивирует безболезненное, поощряющее мысли о вседозволенности виртуальное насилие, Европа и Азия объединенными усилиями сражаются за гуманистические ценности, нанося по психике удары, сопоставимые разве что с мощным разрядом электричества.

1964 год, Ирландия. Четыре девушки, каждая своим путем, попадают в католический приют, главная цель которого – из грешниц сделать праведниц. Все четверо невинны, что, однако, не делает их исключением из правил. Приют Магдалины представляет собой идеальную репрессивную машину. Достаточно переступить порог этого заведения – и ты лишаешься всех прав и приобретаешь кучу обязанностей. Ты больше не будешь нормально спать, вдоволь есть и даже просто беседовать с кем бы то ни было. Единственное, что станет тебе доступно, – это стирка дни напролет, мытье полов и жуткие надругательства над душой и телом…

Вся история, рассказанная Питером Мулланом, – вымысел. Правда, этот вымысел основан на самых жутких и наиреальнейших фактах. Приюты Магдалины действительно существовали, монахини в их стенах на самом деле свирепствовали и лютовали. Однако отнюдь не только это оправдывает существование муллановского фильма на современной кинокарте. Обратившись к частной истории, режиссер создал фантастически яркий и чувственный образ тоталитарной системы как таковой. Продемонстрировал ее глубокие патриархальные корни и в то же время выявил женскую составляющую как самый главный, опорный элемент. Получилось точно и едко. Почти полудокументальное социальное исследование, разыгранное как по нотам безжалостными к себе и зрителям актрисами. Если и не манифест феминизма, то по крайней мере шоковый аттракцион, заставляющий думать и больше не стесняться сильных решений.

Напарник Эвана МакГрегора

В «Сестрах Магдалины» Питер Муллан предстал в трех амплуа – режиссера, сценариста и исполнителя роли отца одной из героинь. Результатом перевоплощения оказался престижный «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля. Успех не был случайным. До этого Муллан снял «Сироток» (1999), которые стали «Лучшим фильмом» все в той же Венеции и были отмечены как «Лучший европейский сценарий» на фестивале в Барселоне. В качестве же актера создатель «Сестер Магдалины» прежде успел засветиться рядом с Эваном МакГрегором в «Неглубокой могиле» и «На игле», а также сам по себе еще в десятке лент («Обыкновенный преступник», «Золотая пыль»). На постановку картины о приютах его вдохновил документальный фильм «Секс в холодном климате», посвященный девушкам «Магдалины». Лента так потрясла Муллана, что он тут же засел за сценарий о четырех женщинах-изгоях.

Из истории ирландских приютов

Впервые приюты Магдалины появились в XIX веке. Название произошло от библейской Марии Магдалины – раскаявшейся грешницы, омывшей ноги Христу. Тогда приюты предназначались для ей подобных – проституток и прочих «падших» женщин. Тяжкой работой и послушанием они должны были заслужить прощение общества. Сама принадлежность к воспитанницам «Магдалины» считалась позорным клеймом. Срок пребывания в приюте в большинстве случаев оказывался пожизненным. В XX веке приюты Магдалины перешли в ведение католической церкви. Именно она сделала из религиозно-воспитательного учреждения без пяти минут концентрационный лагерь. В эти стены стали попадать обычные женщины: красавицы за красоту, сиротки за свое сиротство, подвергшиеся насилию, незамужние матери – словом, все те, в ком озлобленное общество порой по необъяснимой даже для него самого причине находило угрозу своей нравственности. Как только женщина попадала в стены приюта Магдалины, ей брили голову, отбирали личные вещи, меняли собственное имя на имя католической святой. Все, что ждало ее в будущем, – стирка семь дней в неделю, прерываемая лишь жуткими унижениями со стороны сестер-надсмотрщиц. Более 30 000 женщин содержались в приютах Магдалины по всей Ирландии. Последний приют был закрыт в 1976 году.

Личное мнение

Наталья Андрейченко
актриса

На меня фильм произвел такое сильное впечатление, что понадобилось некоторое время, чтобы отойти от всего увиденного. Безумно, до слез жаль этих девочек из приюта, расплачивающихся за грехи (порой несуществующие). Фильм трудный, но безусловно достойный внимания, и я всем советую его посмотреть.

Александр Градский
музыкант

Мне понравился фильм. Интересным его делает сочетание драмы и сатиры на духовенство (недаром фильм вызвал протест Ватикана). Хороший кастинг. Такие выразительные лица, наверное, непросто было найти. И играют актрисы убедительно.