Внимание! С 10 по 19 апреля в Москве резко возрастет количество случаев бесследного исчезновения киноманов из квартир и офисов. В этот период неоднократно будет наблюдаться массовое скопление синефилов в одном месте. Просьба с пониманием отнестись к подобным аномалиям – в столице стартует фестиваль «Новое британское кино».

Фестивалю уже 4 года, и для многих он стал так же привычен, как весенняя игра гормонов. Как всегда, в апреле к нам привозят самое свежее, самое интересное «островное» кино. На этот раз организатор праздника, Британский совет, переплюнул сам себя. При перечислении имен режиссеров, названий фильмов и количества фестивальных наград у любого кинолюбителя начинается непроизвольное слюноотделение. У нас будут и «Сестры Магдалены» Питера Муллана («Золотой лев» в Венеции), и «Незабываемые 16» Кена Лоуча, названный лучшим фильмом на Британском фестивале независимого кино, и «Все или ничего» прославленного Майка Ли. Фильмов, которые прошли незамеченными, в списках фестиваля просто не значится….

Тяжела и неказиста…

Судя по фильмам, британцы – самая классово сознательная нация. Причем свою классовость они осознают исключительно в негативном ключе. Мол, плохо нашему простому народу живется. Денег нет, прав и свобод нет, надежды на светлое будущее нет, спасение только в любви, но, возможно, ее тоже нет. С одной стороны, им, конечно, сочувствуешь, особенно когда об этих проблемах говорят социальные слезовыжимальщики со стажем Кен Лоуч и Майк Ли. А с другой стороны, все-таки приятно, что им там, на острове, тоже несладко.

Если вам хочется узнать о проблемах обыкновенной британской семьи, сходите на «Все или ничего» («All or Nothing») обласканного фестивалями Майка Ли. Главный герой – простой таксист. Его жена – простая кассирша в супермаркете. Их дочь – простая сиделка в доме для престарелых, а сын – простой лоботряс. Эти четверо фактически утонули в проблемах, и жизнь их удручающе тосклива. Но из любой ситуации можно найти выход. Эх, если бы не хорошее чувство юмора Майка Ли, не фильм был бы, а чернуха…

А вот у социально ориентированного классика Кена Лоуча с чувством юмора всегда были небольшие проблемы. Его «Незабываемые 16» («Sweet Sixteen») – картина весьма тяжеловесная. Это история о том, как мальчишка, чтобы накопить денег для мамы, которая вот-вот должна выйти из тюрьмы, становится торговцем наркотиками. Главный плюс фильма помимо присутствия самого мэтра Лоуча – игра дебютанта Мартина Компстона.

К фильмам про тяжелую жизнь можно отнести и дебютную киноработу документалистки Пенни Вулкок «Принципы вожделения» («The Principles of Lust»). Впрочем, тут уже не про тяготы среднего класса. Тут про те садомазоизвращенские ужасы, которые, оказывается, скрываются за респектабельной личиной современного Лондона. Жуть жуткая, но в качестве ликбеза посмотреть стоит.

Жемчужина этой группы и вообще фестиваля – режиссерский дебют талантливейшего актера Питера Муллана «Сестры Магдалены» («The Magdalene Sisters»). Во время просмотра фильма на Венецианском МКФ вода в каналах поднялась от слез, пролитых зрителями. Такого члены жюри пропустить не могли и наградили Муллана призом за блестящую режиссуру. Картина рассказывает об ирландских «приютах Магдалены», где жили так называемые «падшие женщины». Если тебя изнасиловали, ты попадешь сюда. Если ты кокетничала с мальчишками, ты попадешь сюда. Если родила внебрачного ребенка, ты не можешь сюда не попасть. Девушки, от которых отвернулись и родители, и католическая церковь, работали в приютах прачками и были фактически рабынями, приговоренными до конца жизни «отстирывать» свои грехи. Вы можете себе представить – последний «приют Магдалены» был закрыт в Ирландии лишь в 1996 году!

Девчонки стоят в сторонке

От мрачных «Сестер...» мы плавно переходим к более жизнеутверждающим картинам, в которых главные роли сыграли девушки.

«Делай, как Бекхэм» («Bend It Like Beckham») – это традиционная для британского кино этническая комедия о нацменах, живущих в Англии. На этот раз речь идет об индийской девочке-подростке, которая мечтает играть в футбол и фанатеет от Дэвида Бекхэма. А ее консервативный папа совсем другого мнения о будущем свой дочурки. В копилке картины лежит несколько призов зрительских симпатий.

«Морверн Каллар» («Morvern Callar») я бы назвала самым странным фильмом фестиваля… Его скорее поймет японец или иранец, нежели европеец. Девушка просыпается рядом со своим бойфрендом и понимает, что, пока она спала под новогодней елкой, он покончил с собой. Оставил прощальную записку, деньги и свой неопубликованный роман. Дальше интереснее. Девица оставляет труп дома, а сама берет деньги и идет веселиться. Роман погибшего юноши она подписывает своим именем, продает за бешеные фунты стерлингов и уходит в светлую даль.… Объяснить такое поведение, видимо, можно только шоковым состоянием героини. Впрочем, тут главное не сюжет, а игра Саманты Мортон, которую все мы видели голой, лысой и белой в «Особом мнении» Спилберга и абсолютно глухонемой в «Сладком и гадком» Вуди Аллена. Эту актрису, выросшую в детском доме, в последнее время часто сравнивают с Изабель Юппер – за то, что при минимуме мимики она выдает максимум эмоций.

Панки в городе

Четыре абсолютно разных фильма. Один из них сам по себе панковский («Отель»), другой снят вечным панком («Трагедия мстителя»), третий – про панков («Круглосуточные тусовщики»), а в четвертом играет панк по жизни Роберт Карлайл («Однажды в Средней Англии»).

Итак, «Отель» («Hotel»). Про очередное «чудо» (или «чудовище»?) Майка Фиггиса («Покидая Лас-Вегас», «Тайм-код») вы не могли не слышать! Съемочная группа едет в венецианский отель снимать фильм под грифом «Догма». В гостинице начинают твориться всякие странные и ужасные вещи. Кроме этого, ничего больше про сюжет сказать нельзя, к тому же вы все равно забудете его задолго до конца сеанса. Создается ложное впечатление, что вся команда во главе с Фиггисом была постоянно пьяна, а актеры, среди которых Рис Айфанс, Сальма Хайек и Джон Малкович, вообще не соображали, куда попали и что с ними дальше будет. «Отель» – это четко спланированная провокация, замаскированная под поток творческого сознания автора. Фиггис не просто обманывает зрителя, он издевается над ним особо гнусным способом – выдавая подделку за произведение искусства. Впрочем, зритель сам виноват – не все авторское кино нужно воспринимать серьезно.

Самый некоммерческий и самый панковский режиссер Алекс Кокс («Сид и Нэнси») наконец-то порадовал зрителя свеженьким творением. Впрочем, основа для фильма «Трагедия мстителя» («Revengers Tragedy») довольно потрепанная – это самая кровавая пьеса современника Шекспира Томаса Миддлтона. Кокс перенес действие трагедии в 2011 год, надел на актеров безумные костюмы и сопроводил все это музыкой, соответствующей его представлению о музыкальных вкусах будущего. Главный герой Виндичи возвращается в постапокалиптический Ливерпуль, чтобы отомстить гаду по кличке Герцог, который убил его жену…

Кстати, до начала фестиваля в Москве пройдет ретроспектива фильмов Алекса Кокса. С 5 по 8 апреля нам покажут помимо «Мстителя» «Прямо в ад» (1986), «Дорожный патруль» (1992) и «Смерть и компас» (1996).

«Круглосуточные тусовщики» («24 Hour Party People») – это фильм про панк-рок. Точнее, про знаменитого телеведущего Тони Уилсона, который в 70–80-х годах сделал Манчестер центром новой музкультуры. Все началось, когда Уилсон показал по телевизору концерт «Sex Pistols», и пошло-поехало… В «Тусовщиках» очень много плюсов. Во-первых, его снял Майкл Уинтерботтом – надежда британского кино. Во-вторых, оператором у него был сам Робби Мюллер – любимый «камеромен» Вендерса, Триера и Джармуша. В-третьих, это настоящая антология панк-рока.

«Однажды в Средней Англии» («Once Upon a Time in the Mid-lands»). Название и особенности сюжета отсылают нас к спагетти-вестернам Серджо Леоне, но по большому счету это чисто британская драма, снятая с чисто английским юмором. Простой и положительный Дек (Рис Айфанс) просит свою возлюбленную выйти за него замуж в прямом эфире телешоу. Случайно эту программу видит ее бывший муж бандюган Джимми (Роберт Карлайл). Он тут же срывается с места и мчится к парочке выяснять отношения… Роберт Карлайл и Рис Айфанс, бесспорно, лучшие актеры Соединенного Королевства. А увидеть их вдвоем в одном фильме – это просто «пир духа»!

Вот, пожалуй, и все. Напоследок совет. Если хотите смотреть британское кино на английском языке, идите в кинотеатр «Америка-синема», там переводчик вещает в наушниках и никому не мешает.