Британская мелодрама уже собрала ряд престижных премий. В российский прокат фильм выходит аккурат после вручения «Оскаров», на которые у него тоже имелись виды.

«Воспитание чувств» заработало сразу три номинации на «Оскар» — как лучший фильм, лучший сценарий и за лучшую исполнительницу главной роли. Исполнительница, и правда, хороша. Бодрая и обаятельная Кэрри Маллиган немного напоминает Одри Хэпберн. Ее 16-летняя героиня Дженни живет в пригороде Лондона образца 1961 года, заканчивает школу и усиленно готовится к поступлению в Оксфорд, под нажимом родителей и учителей. И тут возникает 35-летний Дэвид (Питер Сарсгаард), роскошный улыбчивый мужчина на дорогом автомобиле, прекрасно разбирающийся в искусстве и музыке. Он спасает Дженни вместе с ее виолончелью от сильного ливня — с этого начинается история соблазнения, как культурного, так и сексуального.

Намерения Дэвида сомнительны и к его образу жизни у зрителя тоже возникнут вопросы, но не сразу. Авторы фильма — неплохие рассказчики, они разворачивают историю постепенно, от тонких намеков к громкому хлопу, и ближе к финалу нас ждет большой сюрприз. Но не сразу. Сначала все прекрасно. Пока Дженни не успела сообщить взрослому ухажеру о своей девственности, он успевает ослепить ее приглашениями на концерты классической музыки, аукционы живописи, на скачки и в джаз-клубы, где шампанское льется рекой. С ними повсюду друг и «бизнес»-партнер Дэнни (Доминик Купер) со своей подругой — стопроцентной блондинкой Фэнни (прекрасная роль Розамунд Пайк). Дэнни чуть моложе и привлекательнее Дэвида, к тому же компания все время тусуется в его доме, набитом арт-объектами. Где живет сам Дэвид, неизвестно — впоследствии станет ясно, почему.

Дженни с легкостью вписывается в эту красивую жизнь. Она слушает томные шансоны Жюльет Греко, цитирует французских экзистенциалистов, изящно и небрежно бросает французские словечки и мечтает о Париже. Ах, как же ей надоела эта скучная Англия! (В начале 60-х Лондон еще не начал свинговать по полной).

Во что уже сложнее поверить в этой истории, так это в реакцию родителей Дженни на то, с какой легкостью их 16-летняя дочь отказывается от школы и университета ради эффектного, но совершенно мутного мужчины. Конечно, на них Дэвид тоже разливает свое обманчивое обаяние. Иногда в какой-то невыносимо фальшивой форме — при знакомстве с матерью Дженни он отвешивает что-то вроде «Ты не говорила мне, что у тебя есть сестра». Эту покладистость можно объяснить лишь тем, что для них выгодный брак равнозначен оксфордскому диплому, а может и получше. В любом случае, Дженни не скрывает свою необычную связь ни от кого — родители наблюдают, школьные подруги в курсе, учителя знают. Единственный маячок, что все не так уж слава богу — это суровая директриса школы (в исполнении блистательной Эммы Томпсон), считающая связь Дженни несовместимой с Оксфордом, со школой, с достойной жизнью в целом.

В остальном же все происходит настолько гладко, что даже неизбежно возникающий конфликт происходит как-то неправдоподобно быстро и безболезненно, так что даже не успеваешь толком посочувствовать. Эта непоследовательность, судя по всему, целиком заслуга британской журналистки Линн Барбер и талантливого писателя Ника Хорнби. Первая написала мемуары, которые уже Хорнби превратил в довольно ходульный сценарий.

Зато главные эмоции в фильме вызывает удивительная Кэрри Маллиган — 24-летняя начинающая актриса, уже собравшая за этот фильм букет престижных премий, от BAFTA до Золотого глобуса. Она выглядит чуть взрослее положенных ей 16 лет — но именно это и естественно для Дженни, обогнавшей подруг и теряющей невинность в Париже. Ее история рассказана с любовью и серьезностью, делающими этот фильм пусть не открытием, но вполне красивой иллюстрацией человеческой натуры.